суббота, 11 апреля 2015 г.

Серебряный век американских железных дорог


Почему же эру американских стримлайнеров назвали именно серебряным веком. Кстати сама эра началась в 1934-м году с появлением знаменитых скоростных поездов М-10000 и "Зефира". И закончилась в 1971-м году, когда большинство междугородних пассажирских поездов в США перешло в ведение государственной компании "Амтрак". Кстати вот интересный плакат именно с "Зефиром". В отполированный до блеска борт поезда, сделанного из нержавеющей стали, можно было смотреться как в зеркало.


Дело в том, что золотым веком американских железных дорог стали двадцатые годы. Тогда около девяти тысяч междугородних пассажирских поездов выходило каждый день на дороги США. А потом началась Великая депрессия, ездить стали всё меньше и меньше. А после депрессии железная дорога постепенно стала уступать позиции автотранспорту и авиации. Всплеск активности на жд был только во время Второй мировой войны, когда поездами перевозилось много военных.

"Серебряный век" стал блистательной попыткой вернуть пассажиров в поезда. Железные дороги старались привлечь новых пассажиров скоростью, комфортом, оригинальными дизайнерскими решениями и роскошью обстановки поездов. Изобретались цветовые схемы раскраски локомотивов и вагонов одна другой интереснее.

Салон заднего "вагона для обозрения" в поезде "Город Лос-Анджелес" 1937-й год.

Практически у каждой из частных железных дорог США были свои флагманские поезда, которые постоянно конкурировали между собой. Чтобы оставить конкурентов "за флагом", инженеры и дизайнеры пускались на всяческие ухищрения. Например, я нашёл тут же на сайте "Бирюзовую комнату." Это был малый обеденный зал в одном из поездов, оформленный в восточном вкусе. Странно представить себе "бирюзовую комнату", например, на советском поезде 50-х годов. А в Америке это было время "железнодорожных фантазий".

Вагон-ресторан. Начало 50-х.

Именно тогда, в тридцатые, появились первые стремительные "круглоносые" тепловозы, определившие весь облик американских железных дорог на десятилетия вперёд. А в начале "серебряного века" были и очень оригинальные обтекаемые паровозы

Поезд "Строитель империи" с тепловозом EMD E7. Начало 50-х.

Почти сорок лет продолжался "серебряный век" на американских железных дорогах. А что было потом, вы знаете. Железная дорога в США проиграла окончательно. Частные железнодорожные компании стали массово отказываться от пассажирских перевозок, сосредоточившись исключительно на перевозках грузов. И чтоб пассажирское движение не погибло совсем, все пассажирские поезда были отданы планово-убыточной государственной компании "Амтрак". Исчезли красочные, разноцветные бока вагонов, закрылись "бирюзовые комнаты". Всё стало хоть и комфортно, но без изюминки.