воскресенье, 12 апреля 2015 г.

Москва: Шел по улицам трамвай


В апреле этого года московскому трамваю исполнится 116 лет. Это целая эпоха в истории нашей столицы. На протяжении многих лет, начиная с конца XIX века до середины 50-х гг. XX века, он являлся непременной визитной карточкой города. Вагон на рельсах, увенчанный дугой, — объект трогательной и заслуженной любви жителей столицы. О нем сложены стихи и песни, написаны рассказы и воспоминания, сняты фильмы.


История московского трамвая началась в 1899 г. с электрификации небольшой, длиной в 3,5 километра, линии конно-железной дороги от Бутырской заставы к Петровскому парку. Новый вид транспорта сразу же полюбился москвичам. Явные преимущества электрического трамвая перед «конкой» оценили и власти города: началось его быстрое развитие. Несомненный интерес представляет документ из фондов Центрального государственного архива города Москвы,— «Предполагаемые условия конкурса на составление проекта постройки и эксплуатации электрических трамваев в Москве, составленный инженером А. Л. Линевым». Документ датирован 1898 годом. Удивительно, что еще до момента пуска первого трамвая, городские власти были уверены в успехе этого мероприятия и уже тогда задумывались о его дальнейшей судьбе.


Об отдельных этапах развития общественного транспорта в городе рассказывают документальные источники разных лет. Так, общий план сети уличных железных дорог в Москве 1908 г. — яркое свидетельство острой конкурентной борьбы между Первым и Вторым (Бельгийским) обществами конно-железных дорог Москвы и Городской железной дорогой (так в то время назывался городской трамвай). В Центральном государственном архиве города Москвы хранятся документы, рассказывающие об истории маршрутов московского трамвая. Среди них материалы о так называемой «Серебряной линии» — кольцевом бульварном маршруте, воспетом К. Г. Паустовским, и по сей день любовно называемом москвичами «Аннушкой». Фотографии из личного фонда Е. П. Павлова показывают «востребованность» трамвая как городского вида транспорта в дореволюционной Москве и помогают воссоздать атмосферу того времени на улицах города в районе Бульварного кольца.


История московского трамвая неразрывно связана с историей нашего города. Документы Центрального государственного архива города Москвы — «Приказ по Городским железным дорогам о перевозке грузов и раненых и об использовании для этих целей пассажирских вагонов» (1916 г.), а также «Постановление Совета рабоче-крестьянской обороны о милитаризации московского трамвая» (1920 г.) и «Отчет о работе Московского трамвая за 1941 г.», рассказывают о перестройке работы трамвая с учетом требований военного времени в годы Первой мировой войны, революционном периоде и в годы Великой Отечественной войны.


Вместе со своим городом трамвай и его работники участвовали в послереволюционном и послевоенном возрождении городского хозяйства, в общественной жизни столицы. Фотодокументы из личных фондов Б. В. Игнатовича, Б. Е. Вдовенко и А. В. Мотылева рассказывают о самом динамичном, и, быть может, самом романтичном периоде в жизни столичного трамвая — 1930-х гг. , знакомят с отдельными этапами в развитии городского транспорта, в том числе и трамвая, в период с 1930-х по 1980-е гг.


Стремительно идет время, меняется наша столица. Но очень хотелось бы, чтобы в будущем упоминания о московском трамвае оставались не только в многочисленных архивных документах, воспоминаниях современников и в посвященных ему стихах, песнях, фильмах. Хотелось бы, чтобы еще долго-долго шел по улицам трамвай…