суббота, 2 мая 2015 г.

Москва: На старинном трамвае по ночному городу


09 апреля 2015 года, ночью в центре Москвы, можно было наблюдать не совсем обычную картину: по улице весело звеня и сверкая огнями двигалась колонна старых трамваев. Автомобили притормаживали, пропуская процессию, водители и прохожие хватались за мобильники и фотоаппараты, что бы запечатлеть как за считанные минуты мимо них проезжала вся история московского трамвая от конки, запряжённой четвёркой белых лошадей до самых новых вагонов.

На самом деле, ночью проходила репетиция парада трамваев, который состоится 11 апреля (суббота). Трамваи пройдут от депо им. Апакова (ул. Шаболовка) до Чистых прудов, где их и можно будет во всех деталях рассматривать с 11.00 до 14.00


Вначале трамваи начали выстраиваться в колонну на кругу возле депо им. Апакова. Ночью они, конечно, смотрятся совсем волшебно.


Все эти современные Песы, Вариотрамы и прочие Штадлеры — просто трамваи. А в этих всё же есть что-то из сказки. Может дело в натуральных материалах? Или всё же в дизайне?


«Тёплые-ламповые». Деревянные. С вниманием к деталям. Вот времена были!



Кабина вагона «Ф» напоминает рубку парохода, только штурвал — это всего лишь ручной стояночный тормоз.


Трамвай МТВ-82, выпускавшийся с 1947 по 1961. На заднем плане так же видны Татра Т2 и ЛМ-2000.


МТВ-82 имеет много общего во внешнем облике с троллейбусами и автобусами того же периода. А раздельные двери — какой-то общемировой тренд для трамваев того времени.


Колонна готова отправляться.


Возглавляет колонну трамвай модели «Ф», Фонарный, получивший такое название за наличие остеклённой надстройки на крыше, способствующей попаданию большего количества дневного света в салон.


Трамвай модели «Ф» выпускался ещё в Российской Империи, с 1907 года. Ход у дореволюционного трамвая не такой плавный как у всех современных моделей. Салон, как и весь кузов — деревянный. Сидения жестковаты. Отопления нет. Но тем не менее в нём весьма уютно. Да и ощущения, что едешь в транспортном средстве которому почти 100 лет — не передаваемые.


Впереди колонну сопровождает машина ДПС. Нас пропускают без очереди даже на почти всегда загруженном Садовом кольце. Вагоноважатая жалуется — медленно едем, в то время как старичок-трамвай способен передвигаться гораздо шустрей.


За нами следует первый советский трамвай — БФ (безфонарный). На встречу проезжают современные трамваи, пассажиры которых с удивлением смотрят в окна и машут нам руками.


Пассажирский салон в трамвае не отапливался, отопление начали устанавливать только в послевоенных моделях. Но в салоне хотя бы есть двери, а вот кабина вагоновожатого и задняя площадка дверей не имели совсем: представляете каково было управлять таким трамваем на ветру в 30 градусный мороз? Кстати говоря, управление в первых трамваях осуществлялось стоя, считалось, что так водитель гарантированно не заснёт во время движения.


На Большом Устьинском мосту у трамвая слетел бугель (дуга, которой трамвай касается контактного провода), аккумуляторов, видимо, на этих вагонах не было, поэтому свет отключается вместе с двигателем. Бугель быстро ставят наместо и поездка продолжается.


Вид на Кремль.


На улицах с сохранившимися старинными особняками, и не заставленных из-за позднего времени автомобилями, создаётся полнейшая иллюзия, что оказался в прошлом.


У Чистых Прудов догнали конку. Конка с появлением в Москве 116 лет назад электрического трамвая не исчезла сразу. Она продолжала ещё несколько лет работать параллельно с трамваем. Вагон на конной тяге передвигается медленно, последние сотни метров мы двигались с их скоростью.



Единственный вагон в своё время спасло от исчезновение наличие второго яруса — рабочие использовали его для ремонта контактной сети. Сейчас этот вагон хранится в Краснопресненском трамвайном депо.


На Чистых прудах, где и будет происходить основное мероприятие в субботу, присутствовали и новейшие вагоны. Это швейцарский Stadler...


...отечественный "Витязь"...


...и французский Alstom.


После получасовой остановки колонна собирается в обратный путь.