"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
Немного истории…
Этот вид транспорта был придуман известным немецким изобретателем Вернером фон Сименсом — разработчиком десятков новых приборов: от трамвая до вентилятора, от электрического лифта до электрической железной дороги. Концепцию троллейбуса доктор Сименс задумал еще в 1847 году. Уже тогда он считал, что «экипаж на электромагнитной тяге» принесет ему значительную прибыль. Лишь через полстолетия эти надежды оправдались...
Конец 1920-х годов — расцвет троллейбусной эры. Трамвай даже стали считать устаревшим видом транспорта. Появились 2-этажные троллейбусы, троллейбусы с прицепами, даже целые троллейбусные поезда! Победа троллейбуса над трамваем была настолько сокрушительной, что в ряде городов не успевали убирать рельсы...
Но уже к началу 1930-х триумф троллейбусов подошел к концу. Их начали побеждать... автобусы. В 1927 году первая из построенных в Нью-Йорке троллейбусных линий была закрыта, просуществовав лишь 6 лет. А в 1960 году троллейбусное сообщение там было вообще прекращено. Справедливости ради следует сказать, что одновременно в этом городе, являющемся одним из крупнейших в мире мегаполисов, развивалась плотная сеть линий метрополитена (их в Нью-Йорке 25) и городских наземных железных дорог. А последние троллейбусы Нью-Йорка заняли почетные места в музее истории транспорта, что в Бруклине.
Посещая мировые столицы, наши граждане бывают шокированы видом местных троллейбусов. К примеру, 2-этажных. Или дуобусов, которые могут подолгу обходиться без сети, передвигаясь по городу за счет двигателя внутреннего сгорания. А троллейбусы на суперконденсаторах могут ехать вне проложенной сети благодаря запасенному при торможении электричеству. Элегантные, современные, комфортные... А какое же будущее ожидает отечественный троллейбус? Об этом мы решили расспросить старшего преподавателя кафедры электротранспорта Харьковской национальной академии городского хозяйства Артема Сосипатрова.
— Да, в середине прошлого века многие западные города поторопились отказаться от электротранспорта, — говорит Артем Сосипатров. — Но тогда еще мир не задумывался о проблеме загрязнения окружающей среды, загазованности. У троллейбусов же выхлопа нет, городской воздух остается чистым, да и современное электрооборудование делает троллейбус довольно экономичным видом транспорта. Сегодня жители других стран, приезжая к нам, завидуют разветвлённости нашей сети электротранспорта. Во многих городах мира его пытаются возродить. Это довольно дорого, но ведь здоровье горожан — ещё дороже! В последние годы новые троллейбусные линии открываются в самых разных странах. Так, в 2009 г. троллейбусное движение началось на улицах итальянского города Чиети. В 2008-м открылся троллейбусный маршрут в Адис-Абебе (Эфиопия), заработала троллейбусная линия в Филадельфии (США). Годом раньше обзавелись этим видом транспорта города Мерида (Венесуэла), Падуя (Италия), Кастельон-де-ла-Плана (Испания). О возрождении троллейбуса думают и в тех странах, которые от такого транспорта когда-то отказались.
— В самом начале своего возникновения троллейбус здорово проигрывал трамваю. А сейчас?
— Это зависит от того, с какой стороны посмотреть. Давайте проведем такой эксперимент: возьмем четырех крепких мужчин и предложим им вручную сдвинуть с места троллейбус. Скорее всего, у них ничего не получится. Теперь давайте предложим этим же людям толкнуть по рельсам трамвай. Они без особых усилий передвинут его на несколько метров. Это говорит о том, что трамвай является более экономичным, а следовательно, и более экологичным видом транспорта. Но троллейбус является более маневренным, его эксплуатация более гибкая, а если у него нет постоянной зависимости от контактной сети (как на современных моделях), он в случае необходимости может еще и менять маршрут.
— Технический прогресс непредсказуем, поэтому сегодня неизвестно, каким будет городской транспорт уже в скором времени. Одно можно сказать наверняка: путь расширения дорог для комфорта автомобилистов — заранее тупиковый, так как чем больше будет дорог, тем больше будет автомобилей. Надо решить вопрос, как снизить количество автомобилей на городских улицах, чтобы не было пробок. Один из способов — создать продуманную, комфортную для пассажиров, надежную транспортную схему. Чем удобнее будет людям пользоваться транспортом общественным, тем меньше будет тянуться в город и его центр частных авто.
Комментариев нет:
Отправить комментарий