четверг, 2 июля 2015 г.

Москва: 80 лет в ритме столицы


Ровно 80 лет назад москвичи проснулись в исторический день, переменивший все устройство пассажиропотока российской столицы. 15 мая 1935 года метро начало работу: была запущена первая линия.

Если Лондон — то дожди и Биг Бен, если Москва — Красная площадь и красная буква «М» — метро.

Метрополитен — это не только символ столицы, но еще и ее главный помощник. Представить сумасшедший ритм российского мегаполиса без подземки невозможно. Мраморное подземелье с позолоченными отделками, декорированными полудрагоценными камнями — достойный попутчик наземного города.

Кто и как «откопал» метро

Поезд как городской транспорт. Об этом мечтали еще в конце XIX века, воплотить сказочную идею в жизнь удалось — по городу стали «бегать» трамваи. Но одиночные вагоны не справлялись со столичным потоком пассажиров.

В июне 1931 года первый секретарь Московского комитета ВКП (б) Л. М. Каганович продвигает на партийном пленуме решение срочно строить метро. Уже в ноябре проект строительства будет представлен. В конце ноября около Сокольников первые лопаты Мосметростроя вгрызлись в землю. Несмотря на то, что москвичей шумные и пыльные работы по городу немного раздражали, многие добровольцы пробивали грунт практически вручную. Так началось строительство московского метрополитена. Спустя четыре года открылась первая линия — 13 станций от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую».


Сейчас в это сложно поверить, но в то время предполагалось, что все станции будут наземными, а под землёй рельсы станут проходить только в самом центре и на небольшой глубине. Такое решение было принято в связи с тем, что инженеры не имели опыта продолжения глубоких тоннелей и боялись, как бы Москва не рухнула под землю…

В 32-м начались масштабные работы, но продвигались они медленно: давали знать о себе нехватка специалистов и техники. Среди всех инженеров Метростроя лишь один — Розанов имел опыт строительства андеграунда французской столицы.

В 1932 году молодой инженер В.Л. Маковский заключил — метро над землей строить нельзя. Метод на малой глубине он также исключил.

Молодой специалист досконально изучил лондонское и нью-йоркское метро и решил, что в столице тоннели нужно рыть на большой глубине (от 20 до 35 метров). Партийному руководству в лице Кагановича и Хрущёва идея не понравилась, тогда точку в споре поставил товарищ Сталин. Проект был принят.


Для работы в Москву из Донбасса командировали горного инженера Е.Т. Абакумова, а с ним еще несколько иностранных специалистов. Дело пошло в гору.

В марте 1933 года на строительство метро были привлечены тысячи комсомольцев. Профессия метростроителя превратилась в престижную.

В феврале 1935 готовые станции уже мыли и готовили к открытию. Над входами появились красные буквы «М», нарисованные архитектором Иваном Тарановым. «М» стала символом московского метрополитена.

15 мая 1935 года в 5 часов в метро был включён ток и через 4 минуты из депо вышел первый поезд. В 6 часов 45 минут открылись двери надземных вестибюлей…


В годы войны метро спасло жизни тысяч москвичей

За всю свою историю метро закрылось лишь однажды. В октябре 1941 года. Под Москвой стояли немецкие войска, было решено уничтожить подземные тоннели, а оставшиеся вагоны эвакуировать, чтобы они не достались захватчикам.

Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрокабель. Утром 16 октября метрополитен впервые не был открыт.

Этот день стал единственным в истории московского метро, когда оно не работало. Приказ уничтожить подземку отменили вечером. Метрополитен решено было оставить как бомбоубежище. В дни войны тут родились 217 малышей, а станции продолжали строиться через пот и кровь…


Самое красивое в мире

Металлическая скромность «Маяковской», советский ампир «Белорусской», мрачность мозаик «Достоевской», яркие витражи «Новослободской», застывшие герои «Площади революции»… Каждая станция — отдельная книга, со своими историями, героями и их судьбами…

На станции «Комсомольская» невозможно пройти мимо двух уникальных майоликовых панно, эскизы к которым сделал академик живописи Лансере. Таким реалистичным эскиз получился благодаря тому, что художник досконально изучил все тонкости и нюансы работы строителей. Макет этой станции в 1937 году демонстрировался на Международной выставке в Париже. А в 1943-м Партия наградила создателей: художник Лансере получил Сталинскую премию второй степени.

На главном панно изображены строители метрополитена — парни и девушки в рабочей форме укладывают рейсы жизни… Колонны украшены бронзовыми эмблемами Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), чтобы подчеркнуть вклад комсомольцев 30-х гг. в строительство метрополитена. Над путями — красивые балконы, соединенные пешеходными мостиками…


Еще одна сокровищница с историческим наследием — «Площадь революции». Атмосферная станция с непростой судьбой…

«Как живые!», — с таким возгласом товарищ Сталин принял работу архитектора А.Н. Душкина в 1938 году.

Легендарным «живым» скульптурам ничто человеческое не чуждо, а значит, прийти на помощь согражданам они всегда готовы. Всем героям, живущим на этой станции, приписывают чудодейственные свойства: студенты приходят сюда перед экзаменом, чтобы потереть волшебные носы псов пограничников (говорят, помогает). Прикосновение к ножке студентки излечивает от различных симптомов болезни любви…

Многие из образов героев революции создавали буквально с натуры. Тех, кому посчастливилось стать прототипами бронзовых изваяний, ждала грандиозная судьба.

Так, для фигуры матроса-сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков. Вскоре он станет капитаном первого ранга, а в 1953 году будет вальсировать с королевой Великобритании Елизаветой II в день ее коронации.


Прототип революционного матроса скульпторы нашли в Ленинградском высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе. Алексей Никитенко вскоре получит звание Героя Советского Союза за участие в боях с Японией…

Особая популярность станции была в кругах вандалов: револьвер матроса и карандаш изобретателя неоднократно крали, но элементы отливали заново и возвращали на место.

«М» — 80

Сегодня столичный метрополитен — это 12 линий общей протяженностью в 327,5 километра, 7−9 миллионов пассажиров каждый день, 5 тысяч вагонов и более 500 составов.

Здесь не бывает пробок, здесь вежливо уступают место старшим, а в долгой дороге читают книжки. Метро ценят за налаженный механизм работы, за то, что свой маршрут можно просчитать до минутной точности.

Метро Москвы занимает первое место в мире по объему перевозок. Метро — самый динамично развивающийся транспорт столицы. До конца года откроется восемь новых станций, а в генплане еще семьдесят. Мэр столицы Собянин приоткрыл завесу тайн и сообщил, что следующий юбилей московского метрополитена отпразднуют созданием второй кольцевой линии.