пятница, 3 июля 2015 г.

Автобусы в Сыктывкаре: опоздания на полчаса, отсутствие информации и невежливые кондукторы


Сыктывкарские активисты, занимающиеся проблемами городского общественного транспорта, провели мониторинг качества работы автобусов. Результаты, которые они представили 1 июля, оказались неутешительными: практически все перевозчики оказывают некачественные услуги и не соблюдают требования, установленные в нормативных документах.

Мониторингом занимались участники сообщества «Сыктывкар-Автобус» во «ВКонтакте», которое существует с 2012 года. Как рассказал один из активистов Вячеслав Слюсарев, было выбрано десять автобусных остановок, две из которых находились в Эжве. На каждую из них выходили волонтеры и в течение часа наблюдали за движением общественного транспорта. Они оценивали, как соблюдается расписание движения, размещена ли необходимая информация на остановке и на самом автобусе.

Из доклада следует, что самое большое число отклонений от расписания было зафиксировано на маршруте №29, которым занимается перевозчик ООО «Гермес», — в 91 проценте случаев автобус не приходил вовремя. Также в этот список попали два других маршрута этого предприятия: №№ 4 и 3. Они опаздывали в 56 и 50 процентах случаев соответственно. Автобусы №№ 7, 24 и 25, принадлежащие ООО «Альфа-Транс», тоже не отличаются пунктуальностью, первый опаздывает в 83 процентах случаев, второй – в 67 процентах, третий – в 64 процентах.

При этом уточняется, что если задержки на маршрутах №№ 24 и 25 составляли не более пяти минут, то на остальных они в среднем длились около 15 минут. Особенно отличился автобус №4, его опоздания могут составлять и 28 минут.

Меньше всего опаздывают автобусы маршрутов, где работает индивидуальный предприниматель Светлана Карпова: №101 (7 процентов), №174 (10 процентов), а также эжвинские автобусы №№ 14 и 27 индивидуального предпринимателя Петрушина. Совсем без задержек курсируют автобусы №№ 11 (ООО «Пассажирские линии»), 12 (ООО «Гермес»), 23д и 26 (ООО «Альфа-Транс»).

В рейтинге перевозчиков по количеству нарушений расписания автобусов «Гермес» заняло первое место, взяв на себя 43 процента всех нареканий. Затем идет «Альфа-Транс» и «Пассажирские линии» с 32 процентами, ИП Петрушин – с 14 процентами, ИП Карпова — с 9 процентами.

Что касается информации на остановках, то на всех без исключения обследуемых комплексах были обнаружены нарушения. На них могло не быть сведений об остановке определенных маршрутов, отсутствовать конченые пункты или расписание, не указано начало и окончание движения или график работы в выходные дни. В 100 процентах случаев нарушения допускали «Пассажирские линии» и ИП Петрушин (именно перевозчики устанавливают таблички с информацией), на втором месте идет «Гермес» (73 процента), на третьем – ИП Карпова (27 процентов), замыкает список «Альфа-Транс» с 18 процентами нарушений. С табличками на автобусах тоже непорядок. Было осмотрено 770 штук и в 54 процентах случаев информация, которая должна быть размещена на общественном транспорте, отсутствовала. Самое распространенное нарушение – отсутствие указания на промежуточные пункты следования (42 процента). Второе по частоте – не был указан номер маршрута на заднем стекле автобуса (19 процентов). Еще у 17 и 13 процентов автобусов соответственно отсутствовали данные о начальном и конечном пункте маршрута на боковом стекле и на лобовом.

В общем рейтинге перевозчиков Сыктывкара последнее место заняли «Пассажирские линии», затем идет ИП Петрушин, после него «Гермес» и «Альфа-Транс». Лучшим был признан ИП Карпова.

Помимо мониторинга, активисты «Сыктывкар-Автобус» провели анкетирование горожан, в нем принял участие 561 человек. Более половины респондентов (55 процентов) вынуждены ездить в переполненных автобусах, чаще всего такая ситуация встречается на маршрутах №№ 54, 18, 23, 44, 15 и 17. Еще 38 процентов опрошенных пожаловались на долгое ожидание общественного транспорта. Дольше 15 минут автобус ждут 53 процента пассажиров маршрутов №19, 41 процент пользующихся автобусом №23 и половина горожан, ездящих на «единичке». Часто встречаются с хамством водителей и кондукторов 25 процентов пассажиров маршрута №19 и 18 процентов – пассажиров автобуса №17.

Больше половины опрошенных (55 процентов) предпочли, чтобы было улучшено качество обслуживания в автобусах, остальные выступили за удешевление стоимости проезда.

По итогам мониторинга его авторы составили рекомендации администрации города и перевозчикам. Они предлагают контролировать качество оказываемых перевозчиками услуг, например открыть горячую телефонную линию. Особенно важным они считают ввести поминутное, а не интервальное расписание движения всех маршрутов. Также в списке: утвердить единые по форме и содержанию указатели на остановках, разработать единую электронную карту транспортного обслуживания Сыктывкара и пригородов, изменить порядок оплаты труда для водителей и кондукторов. А также обучить их вежливому общению с пассажирами.

После презентации доклада модератор дискуссии Павел Андреев предложил собравшимся высказаться по поводу услышанного. Председатель республиканской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Иван Урсу заявил, что одна из причина плохого сервиса в общественном транспорте столицы Коми – это низкая конкуренция между перевозчиками. Также он заметил, что заказчик услуги – мэрия – плохо контролирует процесс, а перевозчики столь же некачественно исполняют свои обязанности. Он сказал, что обновление автопарка в Сыктывкаре вряд ли предвидится в ближайшее время, поэтому нужно делать акцент на качестве обслуживания.

С ним согласился руководитель управления ЖКХ Сыктывкара Сергей Воронин, который сказал, что на приобретение транспорта у города денег нет. Также он заметил, что некоторые из рекомендаций, представленных общественниками, можно выполнить и без больших финансовых вливаний, но какие именно и когда они будут воплощены в жизнь, не объяснил. С.Воронин добавил, что контролировать качество сервиса в общественном транспорте получается с трудом, потому что этим занимается всего два человека. При этом его подчиненная Елена Король сказала, что звонков с жалобами от граждан поступает не так уж и много.

Присутствовавшие на встрече перевозчики сказали, что одна из главных проблем – это низкие зарплаты водителей и кондукторов. Они считают, что заработки сотрудников должны зависеть не от количества проданных билетов, а от числа отработанных часов.Сергей Карпов, представляющий ИП С.Карпова пожаловался на управленческие препоны и пристальное внимание контролирующих органов, а также предложил создать портал слежения за движением автобусов. Представитель министерства развития промышленности и транспорта Коми Владимир Котов ответил, что создание такого сайта уже ведется.

В целом все участники обсуждения пообещали прочитать и рассмотреть рекомендации и «конечно же, пойти на встречу».