суббота, 1 августа 2015 г.

Полет ради полета


11 июля 2015 года, состоялся «Полет ради полета» — около 130 любителей авиации со всей России и даже из Японии, Казахстана и Узбекистана собрались рано утром в аэропорту Домодедово, чтобы вылететь в Минск на борту легендарного самолета Ту-154. Казалось бы, старый советский самолет, откуда такой ажиотаж?

Вообще, самолеты не бывают «старыми» — они бывают или допущенными до полетов, или недопущенными. При правильном обслуживании срок жизни гражданского самолета может легко достигать 40 и более лет. А 15-20 лет для самолета вообще не возраст.

Еще совсем недавно «тушка» была одним из самых распространенных самолетов в нашей стране. Но сейчас в России их почти не осталось — их сменили более современные «Боинги» и «Аэробусы». Авиакомпании меняли «тушку» на новые самолеты в основном из соображений экономии — Ту-154 расходует больше топлива и требует наличия в экипаже не только двух пилотов, но еще и штурмана и бортинженера. А это все деньги-деньги-деньги…

А сам Ту-154 по сути перестали модернизировать в 1982 году, когда началась эксплуатация версии Ту-154М. Массовое изготовление «тушек» продолжалось до 1998 года, а мелкосерийное — до 2013 года.

Сейчас Ту-154 почти не выполняет регулярные рейсы. С каждым годом количество летающих бортов сокращается. Но у самолета очень много поклонников — его любят за внешний вид, за скорость (крейсерская скорость самолета на эшелоне достигает 950 км/ч, почти на 100 км/ч быстрее большинства аналогичных самолетов) и за надежность (большинство известных аварий последних лет случилось из-за человеческого фактора, а не из-за «устаревания» самолета).

Поэтому неудивительно, что, когда стало известно о «Полете ради полета» на Ту-154, билеты расхватали как горячие пирожки.

«Полет ради полета» был организован проектом Aviator.ru, авиакомпанией «Белавиа», международным аэропортом Домодедово и национальным аэропортом Минска.

Регистрация на рейс началась в 7 утра — поэтому многие участники в ожидании опоздавших пытались поспать.


Всем участникам раздали специальные светоотражающие жилеты — без них нельзя выходить на перрон.


Примерно в 7:30 участники отправились встречать Ту-154 на летное поле.


Вот он, красавец, заходит на посадку — участники «Полета ради полета» узнали самолет по характерной копоти от двигателей (приглядитесь к небу).


По традиции самолеты в особых случаях приветствуют водяной аркой.


Как только двигатели самолета умолкли, его со всех сторон облепили «желтые жилеты» — многим впервые в жизни удалось вблизи исследовать этот прекрасный самолет.


Данный ТУ-154 был выпущен в 1992 году.


Вскоре участники покинули перрон и вернулись обратно в аэропорт, чтобы бегом пройти контроль и наконец-то забраться внутрь самолета.


Полет прошел стремительно, едва все повскакивали с мест, чтобы как следует сфотографировать салон, уже объявили посадку и пришлось снова пристегиваться.


На подлете к Минску облачность начала сгущаться. В самом Минске было дождливо. Но это не испортило настроения участников.


В аэропорту Минска самолет тоже приветствовали водяной аркой — замечательная все-таки традиция.


После того как самолет встал на стоянку, участникам вновь разрешили свободно фотографировать его со всех сторон и дали пообщаться с экипажем.


Несмотря на то что самолет окружили «желтые жилеты», продолжалось его обычное обслуживание: подогнали трап, выгрузили пассажиров, убрались в салоне, загрузили и выгрузили багаж, дозаправили.


Заглянем в кабину самолета - очень много тумблеров и приборов, как и в любом самолете.


А это лишь часть рабочего места бортинженера.


После этого начался споттинг — участников отвезли на специальный холмик напротив центра взлетно-посадочной полосы и разрешили снимать взлеты и посадки самолетов.


Участники ожидают ТУ-154.


И вот он прилетел.


Отправился в Бургас, в Болгарию. Счастливого полета!


В конференц-зале состоялась дружеская встреча участников «Полета ради полета» с его организаторами и гостями.


Коммерческий директор авиакомпании «Белавиа» Игорь Чергинец рассказал об их планах на Ту-154 — самолеты еще год будут выполнять регулярные и чартерные рейсы, а потом их заменят новые «Боинги».


Слово дали самому яркому гостю «Полета ради полета» — легендарному летчику-испытателю, герою Россию Рубену Есаяну (на фото слева).


Рубен Татевосович рассказал, в частности, о том, как в прошлом году ему довелось в Самаре перегонять Ту-154 из аэропорта на посадочную площадку по соседству (расстояние между ними чуть больше двух километров) — полет длился меньше пяти минут. Особенность его была в том, что принимающая посадочная площадка имела полосу всего лишь в 1,2 километра длиной: в два раза меньше, чем нужно Ту-154 по спецификации. И вообще была закрыта еще в 2012 году. Поэтому заход Рубен Татевосович выполнял визуально. Шасси коснулось полосы в самом ее начале. И после полной остановки самолета оставалось еще более полукилометра до ее конца. Абсолютно уникальный и неповторимый полет.