понедельник, 24 августа 2015 г.

Москва: Новое депо «Ласточек»


Речь пойдет о современном моторвагонном депо, которое будет использоваться для базирования и обслуживания электропоездов «Ласточка», а также поездов строящейся линии МКЖД. Новое депо расположено на территории станции «Подмосковная» Рижского направления Московской железной дороги.

Немного истории...
Депо было построено в 1901 году. Во времена Российской империи оно стало основным сортировочным пунктом всего импорта, поступавшего с прибалтийского направления — из Риги и Виндавы. К открытию движения по дороге было сооружено паровозное депо веерного типа с поворотным кругом и водокачка с угольным складом для экипировки паровозов. В 1940-е годы это была крупнейшая сортировочная станция Московского железнодорожного узла.


Сегодня «Подмосковное» — единственное московское депо, в котором сохранена инфраструктура для профилактического обслуживания паровозов. Именно поэтому оно стало туристическим объектом Москвы. Не так давно был восстановлен паровозный цех и комплекс исторических сооружений.


Паровозы до сих пор используются на туристических маршрутах.


В 2008 году в Правительстве Москвы планировали снести станцию Подмосковная, и на ее месте построить очередной жилой район. Но потом планы изменились, и в 2012 году в РЖД было принято решение реконструировать объекты депо для обслуживания новых высокоскоростных поездов «Ласточка». Сегодня реконструкция практически завершена, и в скором времени состоится запуск нового депо в эксплуатацию.


Это самое современное в России моторвагонное депо для электропоездов нового поколения. Составы будут проходить все виды технического обслуживания, сервисное обслуживание, экипировку и мойку.


«Ласточка» — скоростной электропоезд, созданный на основе платформы Siemens Desiro, для Российских железных дорог. В 2009 году компания РЖД заказала в Siemens разработку пригородного двухсистемного электропоезда, адаптированного к условиям России.


Новые поезда планировалось использовать в Сочи для пригородных пассажирских перевозок во время Зимних Олимпийских игр, а затем частично передать на другие линии для беспересадочного обслуживания маршрутов, имеющих участки как с переменным, так и постоянным током.


Ранее компанией Siemens для российских железных дорог уже выпускались двухсистемные, высокоскоростные электропоезда «Сапсан». При проектировании нового электропоезда за основу была взята модель пятивагонных электропоездов Siemens Desiro ML. Сейчас «Ласточки» производятся в России на заводе «Синара» в Верхней Пышме. Первый отечественный поезд этой серии был выпущен в июне 2014 года. Локализация производства сегодня составляет 60%, и к 2017 году должна достичь 80%. До 2020 года РЖД купят и введут в строй 240 «Ласточек»


Салон поезда напоминает стандартные немецкие поезда. Концепция пригородных перевозок предусматривает перевозку как сидящих, так и стоящих пассажиров из расчета 7 чел./м².


Большой просторный санузел как в Сапсане.


Отступление от темы:

Если поезда РЖД с течением времени заметно улучшаются, то культура большого количества жителей нашей страны крепко застряла в одном месте. Недавно мне довелось прокатиться на «Ласточке» из Туапсе в Сочи туда-сюда и так два раза. Из-за высочайшей загрузки направления в туристический сезон, поезда идут битком. Особенно после Лазаревского. Туристы и отдыхающие не хотят ехать в пробках по горным серпантинам на маршрутках, и предпочитают автобусам поезда.

Я много раз путешествовал на «Ласточке» по Маршруту Москва — Нижний Новгород. Билет на этом направлении всегда стоил в районе 1000 рублей, и покупался на конкретное место в вагоне. Здесь же за 170 рублей действуют законы стандартной пригородной электрички «кто первый встал, того и тапки». И я все могу понять — высокий сезон, много туристов, поезда полные, многие сидят по 2-3 человека на кресле... Но почему, мать их за ногу, молодые и здоровые парни не уступают места женщинам и детям? Со спокойными, наглыми рожами едут, глядя в окошко, когда рядом три часа стоят матери с детьми, бабульки, беременные женщины.


Вернемся в позитив. Основной цех для технического обслуживания скоростных электропоездов оборудован путями эстакадного типа (я такие впервые увидел), технологическое оснащение которых позволяет выполнять все виды технического обслуживания и инспекций поездов, в том числе такие сложные операции, как замену колесных пар, тяжелого подвагонного и крышевого оборудования, обточку колесных пар без выкатки, проверку работы состава на разнородном высоком напряжении.


Каждая «канава» имеет три яруса галерей для обслуживания составов. Первый уровень с заниженным полом служит для проведения работ, связанных с обслуживанием подвагонного оборудования.


Все колёсные пары головных вагонов являются моторными. Двухступенчатый тяговый редуктор расположен на оси моторной колёсной пары.



Второй ярус галереи.



Беззазорное сцепное устройство, которое позволяет разгонять и тормозить состав без характерного соударения сцепных устройств, свойственного для классического сцепления вагонов.


Вдоль рельс установлены ряды светодиодных светильников.


Так выглядит безопасная система контактных шинопроводов для электроснабжения поезда на период длительного отстоя или технического обслуживания без использования контактного провода.


Гигантский штепсель.



Сам же контактный провод представляет из себя целый контактный рельс, который специальными механизмами (желтыми штангами в кадре) выдвигается над канавой. К нему составы цепляются пантографом, что позволяет им заезжать в цех своим ходом. На этой фотографии хорошо виден третий уровень галерей, предназначенный для доступа на крышу электропоездов. Галереи телескопические и выдвигаются до крыши поезда вплотную, чтобы не оставался зазор.


Представители РЖД на объекте сказали, что депо построено практически без использования зарубежных комплектующих и оборудования.



Длина основного цеха для технического обслуживания скоростных электропоездов позволяет вместить 10-вагонный состав Сапсана или два состава «Ласточки» подряд.


Один из путей имеет усиленный пол и целый взвод мобильных домкратов, которые позволяют полностью поднять состав целиком.



Пути для транспортировки колесных тележек.


Даже в зоне отстоя тележек все красиво и нарядно.


На отдельном пути установлен станок обточки колесных пар, позволяющий производить обточку сразу двух колесных пар с разной базой тележек поездов «Ласточка», а также различных типов локомотивов без выкатки из-под состава.


Так как поезда ездят не только по прямой, но еще и поворачивают, приходится регулярно обтачивать колесные пары.



Состав «Сапсана» на модернизации.


Интересный момент: комплекс депо оборудован системами оборотного водоснабжения, и главное — применена система очистки дождевых стоков для использования при мойке электропоездов и полива территории депо. Это позволяет значительно экономить воду.


Служба безопасности сказала, что на территории депо установлено более 200 камер наблюдения. Так что украсть поезд не получится.