Коллекция Транспортного блога Saroavto"
08.02.2013
Предыстория, разработка. Первые экземпляры ЗиУ-9А, ЗиУ-682Б.
ЗиУ-5Е
ЗиУ-682В
Модификации ЗиУ-682В:
- ЗиУ-682В (ХТИ 682В00)
Машины этой модификации выпускались в 1975-1989 годах. За время серийного выпуска они преображались несколько раз:
- в 1978 году изменена конструкция подножек под лестницей на задней стенке;
- в 1978 году исчез 1-ый люк в салоне и люк в кабине;
- в 1980 году изменено расположение форточек (теперь они стали устанавливаться в каждом втором окне, а не в каждом);
- в 1983 году изменены габариты, поднят уровень задней площадки;
- в 1985 году обновлена светотехника – вместо передних, задних и боковых «лодочек» установлены новые квадратные фонари.
- ЗиУ-682В0А (ХТИ 682В012)
Эта модификация выпускалась в 1988-1990 годах. От машин ЗиУ-682В00 они отличались новым двигателем – ДК-213 мощностью 115кВт. Тогда же был убран динамик с перегородки кабины водителя.
В 1989 году на троллейбусы начал устанавливаться новый кожух радиореакторов – плоский с острыми краями. Тогда же был изменён гидроусилитель руля – теперь насос располагался ближе в левому борту, и заливка масла производилась с улицы, а не из кабины.
- ЗиУ-682В0В (ХТИ 682В013)
Эти троллейбусы выпускались всего менее года – с середины 1990 по январь 1991 года. От машин ЗиУ-682В0А отличались пневмоприводом дверей.
- ЗиУ-682В10 (ХТИ 682В10)
ЗиУ-682В1 (ХТИ 682В10) представляют собой «горную» версию ЗиУ-682В и оборудованы ТЭДом мощностью в 150кВт. Ещё одной отличительной особенностью ранних ЗиУ-682В1 является система торможения – в них 4 тормозных позиции. Это довольно часто приводило к ошибкам водителей, ведь в этих машинах левая педаль переключала ГРК на режим торможения, а уже правая переключала позиции. Позже управление тормозными позициями было перенесено на левую педаль. Единственное внешнее отличие этих машин – перед средней дверью находится дополнительный технологический люк для обслуживания и вентилирования дополнительного блока ПТР. В зависимости от года выпуска машины так же получали разную светотехнику, уровень пола и т.п., при чём эти изменения проводились параллельно на модели В** и В10. Не смотря на это, машины В10 не различались на В1А и В1В. Заводская нумерация велась в отдельной серии
Существовали также более редкие модификации ЗиУ-682В: ЗиУ-682С, ЗиУ-682Ф, а также экспортные модификации.
ЗиУ-682С представляет собой «Северный» вариант ЗиУ-682В. Машина была создана в 1980 году и оборудована дополнительной теплоизоляцией и отопителями, двойными люками и стёклами, благодаря чему способна работать при температурах до -60 градусов. Заводская нумерация отдельная. Забавно, что одна из таких машин (зав.6, 1986г.в.) почему-то оказалась в Одессе..
Часть троллейбусов, экспортируемых в 70-80 годы за пределы СССР, имели отдельные обозначения модификаций:
- ЗиУ-682УА (1980-1988) – Аргентина, Казахстан
- ЗиУ-682УВ (1976-1987) – Венгрия
- ЗиУ-682УП (1981-1986г.в.)- Польша, Болгария
- ЗиУ-682УЮ/ЗиУ-682Ю10 (горный) (1979-1985) – Югославия
- ЗиУ-682УГ – Греция
- ЗиУ-682ТВ (1985) – Колумбия
Эти машины имели отличия от обычных – так, в троллейбусах для Греции сидения на надколёсных куполах располагались боком, в некоторых комплектациях отсутствовала перегородка кабины, устанавливалась изменённая светотехника и т.д.
Троллейбусы ЗиУ-682В были сняты с производства лишь 1 февраля 1991 года, уступив место более комфортной и современной, однако намного менее надёжной модификации ЗиУ-682Г00. За 25 лет серийного производства было выпущено около 37 тысяч машин ЗиУ-682В (так, в Харькове есть машина с серийным номером 00036767, это машина 879), и это бесспорный лидер производства, самый массовый троллейбус всех времён и народов.
В 1990 году «новый» троллейбус ЗиУ-682Г00 был продемонстрирован. По сравнению с ЗиУ-682В изменениям подверглись:
- компоновка салона – по левому борту установлены одноместные сидения, спинки сидений;
- другой, более удобной формы приборная панель – все переключатели, кроме дверей и стеклоочистителей перенесены на панель под окном слева. К слову, эта панель устанавливается до сих пор;
- дверь в кабину стала шире в два раза;
- изменилась трассировка высоковольтного кабеля на крыше;
- спереди, под лобовым установлен воздухозаборник системы отопления;
- изменилась конструкция силовых элементов кузова.
Модификации ЗиУ-682Г 1990-ых гг. разработки и их современные версии
1990-е годы надолго запомнились нашим соотечественникам. Кризис охватил все сферы деятельности, в том числе и общественный транспорт. Впервые Заводу имени Урицкого, не знавшему доселе конкуренции, пришлось подстраиваться под требования рынка, дабы получить хотя-бы минимальные заказы. Тогда в производство были запущены такие модификации известной модели ЗиУ-682Г00:
- ЗиУ-682ГН. Учебная версия с расширенной кабиной и местом инструктора.Заводская нумерация общей серии;
- ЗиУ-682Г10. Горная версия. оснащена тяговым двигателем мощностью 175кВт.Заводская нумерация отдельная;
- ЗиУ-682Г-012 (XTU682Г0А). Выпуск этих машин был начат в 1993 году, и они практически не отличались от своего предшественника. Всего за 1993-01.2003 было выпущено около тысячи троллейбусов. Заводская нумерация общей серии;
- ЗиУ-682Г-013 (XTU682ГК). В 1997-2000 годах было выпущено всего 13 таких троллейбусов. Они отличались тонированными окнами и форточками в каждом окне, а так же устройством контроля изоляции и модернизированной пневмосистемой. Заводская нумерация общей серии;
- ЗиУ-682Г-014 (XTU682Г0Е). В 1998-2000 годах было выпущено около сотни этих троллейбусов. Они были оборудованы тонированными окнами с форточками в каждом окне. Заводская нумерация общей серии;
- ЗиУ-682Г-015 (XTU682Г0L). Выпущено всего 6 таких троллейбусов в 1997-1998 годах. Все они поступили в Краснодар. На этих машинах впервые были установлены раздельные сидения и новая планировка салона (по левому борту на полу установлено 4 ряда сидений вместо пяти, при этом два ряда – двухместные сидения, а два – одноместные). Заводская нумерация общей серии;
- ЗиУ-682Г-016 (XTU682Г0М). Эта модификация была создана в 1999 году и в дальнейшем стала базовой. Была проведена основательная антикоррозийная обработка кузова, а так же установлены привычные сейчас системы безопасности - блокировка хода при открытых дверях, ограничители хода штанг, УКИ и многое другое. Заводская нумерация общей серии;
- ЗиУ-682Г-017 (XTU682Г0Н). В 2000-2003 годах было выпущено чуть более 50 троллейбусов этой модели. Почти всё электрооборудование (ГРК, ПТР и быстродействующий выключатель) было вынесены на крышу. Заводская нумерация отдельная;
- ЗиУ-682Г-018 (XTU682Г0Р). Около 150 троллейбусов этой модели были выпущены в 2001-2003 и 2006-2007 годах. По сути они ничем не отличалась от Г-016, но шумный мотор-генератор, питающий НВЦ, был заменён современным статическим преобразователем напряжения. Заводская нумерация общей серии;
- ЗиУ-682ГП. ЗиУ-682Г-012, выпущенные в 1997-1999 годах и оборудованные пластиковой лобовой маской от троллейбуса Тролза-5264.02 «Столица». Было выпущено всего 6 таких машин, которые поступили в Москву и проработали до 2004-2009 гг.. Заводская нумерация общей серии.
Таким образом, с 2002 года из модификаций 1990-х гг разработки на конвейере остались следующие модели:
- ЗиУ-682Г-016 (012);
- ЗиУ-682Г-016 (017);
- ЗиУ-682Г-016 (018)
Более того, с 2005 года на эти машины возможна установка пластиковой лобовой маски от ЗиУ-682Г-016.02. В таком случае к индексу добавляется буква П, например, ЗиУ-682Г-016 (018)П.
С 2009 года на троллейбусы модификаций 016(012) и 016(018) пластиковая лобовая маска устанавливается в обязательном порядке. При этом троллейбусы получили новый индекс ЗиУ-682Г-016.05 и новую заводскую нумерацию (с №1).
ЗиУ-5258. Отличия от базового ЗиУ-682Г неизвестны. Известен лишь один троллейбус этой модели, хотя выпущено было минимум 4.
ЗиУ-52643. Совместная разработка Тролза, Siemens и завода «Динамо». 1997 год выпуска, одна машина. В 1997-98 годах проходил испытания в Москве и Саратове, после чего вернулся на завод. Тиристорно-импульсная система управления Siemens.
Модификации ЗиУ-682Г 2000-ых гг. разработки и их современные аналоги
Внутреннее освещение пассажирского помещения осуществляется люминесцентными светильниками, имеющими режимы полного, частичного и аварийного освещения. Кроме того, устанавливается новая пластиковая лобовая маска и планетарные двери с системой противозащемления и блокировкой хода при открытых дверях.
Кроме того, с 2009 года стала доступна ещё одна версия – ЗиУ-682Г-016.07. Эти машины имеют общую с 016.04 нумерацию и отличаются системой управления – ТрСУ «Чергос» вместо стандартной реостатно-контакторной. Пока что выпущен только один троллейбус – зав.номер 311 для Мурманска.
В 2012 году индекс 016.07 был присвоен троллейбусам «Слобода». При этом выпуск классических ЗиУ-682 практически прекращён ввиду отсутствия заказов – так, по состоянию на осень 2012 года на заводе находится всего один кузов ЗиУ-682.
Выпускаемые в настоящий момент модификации ЗиУ-682
Выпускаемые в настоящий момент модификации ЗиУ-682
ЗиУ-682:
- ЗиУ-682Г-016.04;
- ЗиУ-682Г-016.05;
- ЗиУ-682Г-016.07;
Всего с 1972 года выпущено около 45 тысяч троллейбусов ЗиУ-682. Это даёт право называть ЗиУ-682 самым массовым троллейбусом в мире. В советское время троллейбус выгодно отличался простотой управления, обслуживания и вместимостью. В 90-ые годы свою роль сыграла универсальность кузова, ведь как показала практика – его можно использовать для установки любого оборудования, а салон можно переоборудовать для различных целей. Известны двухдверные экскурсионные машины, передвижные магазины, буфеты, мастерские. ЗиУ-682 способен выполнить практически любую задачу, а его кузовные, салонные и технические решения родом из 60-ых легли в основу создания многих моделей и модификаций троллейбусов различных производителей на десятки лет вперёд. Ведь ЗиУ – это классика, а классика остаётся актуальной всегда!
использованы материалы
Комментариев нет:
Отправить комментарий