среда, 14 октября 2015 г.

Тверь: Воскрешение трамвая


В этой истории нет инновационных технологий, скорее в ней рассказывается о том, как вынужден выкручиваться маленький город, который захотел нормальный общественный транспорт в текущих экономических условиях.


Тверская трамвайная система является одной из самых старых в России — первый вагон поехал здесь еще в далеком 1901 году. Во времена Советского союза Тверь стала городом имени старосты Калинина, а трамвайная сеть развивалась со строительством новых предприятий и заводов. В те годы именно трамвай связывал всю крупную промышленность с жилыми кварталами, он стал транспортом №1 для Калинина. Но, к сожалению, известные политические и экономические изменения не обошли стороной и тверской трамвай. После распада СССР трамвайная сеть стала быстрыми темпами сокращаться, а общее состояние электротранспортного предприятия медленно, но верно, ухудшалось с каждым годом. Материально-техническая база все быстрее стала приходить в негодность.


В новейшей истории, то есть примерно за последние 20 лет, городские власти поддержали трамвайную систему лишь дважды: в 2007 были куплены два трамвая марки ЛМ (один из которых в скором времени оказался недееспособным), и в 2011 был проведен ремонт путей на двух коротких участках Заволжского района. Вообще-то отсутствие хоть какого-то взвешенного подхода привело к тому, что на начало 2015 года трамвай был скорее трупом:
  • Трамвайные пути были изношены более чем на 90%, т.к. текущее содержание не обеспечивалось десятилетиями.
  • На сами вагоны без слез нельзя было взглянуть, на них ездить было очень страшно.

На самом городском предприятии во всю процветала типичная МУПовщина – огромный ресурс и площади были захламлены, персонал привык ничего не делать, ведь все привыкли, что на зарплату всегда пойдет бюджетная субсидия. В общем, тлен и безысходность.

Но в текущем году подход на трамвайную тему стал меняться. Как отмечалось ранее, трамвай почти умер во всех своих проявлениях. Поэтому в Твери было принято решение работать по трем ключевым проблемам: трамвайные пути, подвижной состав и модернизация транспортного предприятия. Ибо любые работы только в одном направлении, без комплексного подхода, будут малоэффективны.

Если кто не знает, то в Твери нет ни нефти, ни каких-то других источников дохода. Да и экономическая ситуация всем понятна, как и в любом другом среднем городе России: денег мало, дыры нужно латать везде. Так что нужно было из минимума выжать максимум.

Городскими транспортниками было принято решение провести восстановительный ремонт путей на всем протяжении маршрута №5. Это самый популярный маршрут, связывающий два района города с ж/д и автовокзалами. Кстати, на этом маршруте есть два больших отрезка обособленных путей. На эти работы было выделено порядка 50 миллионов рублей. Главной задачей ремонта стало приведение существующих путей в нормативное состояние.


Немного о видах ремонтных работ:


На Коминтерна проводилось поднятие рельс, частичная врезка новых кусков рельса. Сварка стыков и шлифовка. Так же ремонтники устанавливают тяги через каждые 2.5 метра для правильной геометрии. Раньше тяги стояли в лучшем случае через 10 метров. Здесь же делается выправка пути.


Стыки от установки до сварки и шлифовки:
  • Врезка куска рельса;

  • Сварка стыка;

  • После сварки;

  • Шлифовка стыка;

  • Итог.

Это Петербургское шоссе – здесь также варят стыки, шлифуют рельсы, выправляют пути.



А вот это самый проблемный участок от улицы Желябова до площади Капошвара: здесь пути пришли в негодность на 146%, поэтому здесь полностью меняется рельсошпальная решетка и подушка. Кстати, решетка собирается на городском транспортном предприятии, а материалы используются из внутренних резервов.


На сегодня сделана подушка, привезена решетка, скоро начнется укладка и сварка. Да, рельсы здесь используются б/у, но это к вопросу как «из *овна сделать конфетку»? Если бы текущим содержанием рельс занимались хотя бы чуть чаще, чем раз в 20 лет, то имеющиеся средства можно было бы использовать и на ноу-хау. Кстати, ж/д рельсы вполне годны.


Всего за ремонт планируется сварить 2167 стыков с последующей шлифовкой, с применением термитной сварки...


Теперь о подвижном составе. В Твери летом были закуплены новые вагоны марки СитиСтара. Всего 5 штук. «Городскую звезду» собирают здесь же, на местном вагонзаводе. Со дня на день в депо привезут еще 3 новеньких СитиСтара, они уже приобретаются в лизинг. Машины современные, низкопольные.


Но про подвижной состав хотелось бы ещё сказать, что местное МУП Горэлектротранспорт решили модернизировать. Его объединили с городским автотранспортным предприятием, провели большую кадровую работу и материально-техническую работу. Теперь на едином городском транспортном предприятии работает около 1000 человек, которые обслуживают трамвай, троллейбус и автобус. То есть создали единого транспортного оператора, который сможет рационально управлять всем транспортом города, а не отдельными видами. Предприятие стало модернизировать свою работу, так в трамвайном депо была восстановлена малярная камера, здесь полностью поменяли оборудование, а у рабочих наконец-то появились современные инструменты. В малярном боксе современные системы воздуха и подержания нужных температур. Благодаря этим событиям предприятие получило возможность самостоятельно проводить капитальный ремонт старого трамвайного парка. Уже в этом году будут капитально отремонтированы 6 вагонов марки Татра. Один уже сегодня прогрунтован, и готовится к покраске.



В рамках ремонта у этих 6 Татр будет откапиталена тележка, двигатель, заменены стойки, балки, полы, несущие, вся электрика. В самом вагоне пассажиры увидят новую пластиковую обшивку, стеклопакеты, современные сидения, системы отопления и вентилирования. В планах после этих 6 капремонтов, отремонтировать еще 6 вагонов. В Твери делают капремонт всех циклов впервые в истории.



Новые трамваи будут работать лишь на 2 двух маршрутах, которые остаются в городе. Остальную часть сети нужно ремонтировать, хотя бы восстановительно, сейчас как раз идёт дефектовка 14-го маршрута для составления планов на ближайшее время по новым ремонтам. Хотелось бы, чтобы это был вопрос ближайших лет. Но согласитесь, в городе, в котором 20 лет никто не занимался текущим содержанием, разве это не событие планетарного масштаба? Кстати, в этом году в трамвайное дело вложили порядка 180 миллионов рублей, это не считая ежегодных субсидий городскому предприятию, это больше, чем когда-либо.

Думаю никто не будет спорить, что текущий год стал самым насыщенным для тверского трамвая, и перемены явно в лучшую сторону. Нельзя не сказать, о двигателях перемен: в Твери практически полностью поменялось городское руководство, которое не забило, как обычно это бывает, на работу местных сообществ Лаборатория Удобный Город и инициативной группы Тверской Трамвай, а наоборот, прислушалось к ним. Позитивный вектор развития города радует, главное, чтобы это не был единичный эпизод. Плюс хотелось бы, чтобы в рамках работ были продуманы такие важные моменты, как обособление путей, чтобы новый и хороший трамвай не стоял в пробках (иначе это просто пустая трата денег) и остановочные платформы, чтобы люди не выходили из трамвая на капот машины.