Праздник московского троллейбуса прошёл 24 октября 2015 года и был посвящён 82-й годовщине открытия троллейбусного сообщения в столице. Первый маршрут проходил по Ленинградскому шоссе от Белорусского вокзала до Окружной железной дороги и составлял семь километров. На линию тогда вышли троллейбусы ЛК-1 («Лазарь Каганович»).
Троллейбус ЛК. 1934-1935 годы.
Всего на несколько дней транспортники из города на Неве привезли в Москву единственный сохранившийся экземпляр троллейбуса ЯТБ-1, который производился в 1936-1937 годах. Его ржавый каркас был случайно найден на дачном участке в Ленинградской области и в течение пяти лет восстанавливался реставраторами Музея городского транспорта Горэлектротранс.
С 1936 года первенца стали сменять более совершенные машины – ЯТБ-1, серийно производящиеся на Ярославском автомобильном заводе. Их прототипом послужили британские троллейбусы, два экземпляра которых доставили в 1935 году из Великобритании. Столичные власти требовали для города больше троллейбусов и заводчане осваивали производство в сжатые сроки.
ЯТБ-1 — двухосный троллейбус, у которого ведущими колёсами являются задние, а передние служат для задания и смены направления движения. Колеса, шины, ступицы колес, передняя ось, рулевой механизм и ряд других деталей и узлов конструкторы позаимствовали у серийного ярославского грузовика ЯГ-4. Троллейбус имел деревянный кузов с металлической облицовкой, с двумя узкими дверными проёмами. Ширмовые деревянные двери открывались автоматически, а не вручную пассажирами. В салоне установлены мягкие пружинные диваны, но вместимость троллейбуса была невелика, и на остановках создавались ситуации, как на старом фото внизу. Кстати, в советское время для входа пассажиров в троллейбус и автобус предназначалась задняя дверь, а передняя – для выхода.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhOT8VT5oFmvaSFxDkt1wexgU5lzcopWk39bHmFSg2LW2m5ze08DrOHsyHxENqu78JGdAQoCGqEuqD1SztPLyEACbW_ccI4Yckaimu_NHWloPtMl2cHyt_9gYiJS65tGqWpRINJgGMYLpJq/s280/10903.jpg)
«В Москву прибыл выпущенный Ярославским автозаводом новый троллейбусный вагон, отличающийся значительными преимуществами в сравнении с идущими сейчас в Москве вагонами. Он имеет красивую окраску. В вагоне 34 удобных мягких места. Для отопления зимой поставлены 6 электрических печей. Двери открываются и закрываются автоматически, как в вагонах метрополитена. Внутренняя отделка вагона очень изящна. В случае прекращения на линии тока электрического освещения в вагоне зажигаются два ярких фонаря, получающих ток от аккумуляторов. Для шофера поставлено удобное кресло. Ход у нового вагона бесшумный и эластичный. Этому способствуют полубаллоны на колесах и червячная передача вместо обычной»,- писала тогда газета «Правда». Восстановленный питерцами экземпляр окрашен в исторические цвета – голубой, жёлтый и зелёный.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjcHsSqG0K5EwEez8AvNA5IQqXyV7pnjwNaXybRSFJ81y_mGLd0mxIcL6B9Uwyyg_ItWhr-ZQ01p5Zll6YpVcvD_79pclTHV6NXmGqV3sfXeBr678l-7TC7ep-BBLkFGX9nYNd4NhPabZED/s280/10904.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiAK6mZdUU71FkDI2JHjFITFxn0GO7pgSpBbb6gbRP3GgS97-K6AigWOMfHf3yMsf0XDca4q-CBPQvHk-DkHRI1IQfFD9do4YM2LhAH_N_ylRF88acjBcHX4n_-hp8voQ5vj2AuEDG9KiqU/s280/10905.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh6jZHWXnXLd5sreXwOq4NkzAZlT6SGIKXfeDZGLaq7WGFeqcFnEZ6jGijbbziPa8xvLwkRRjPhzcoSH_39DAi6LbGMN0DT5CqOTo-Eo92NuFwhdzpb0hDu-568BbN0LAPso3atOGXxyW4w/s280/10906.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjbHHmgPzJNsiv8vGbLoEfSr1lT9L73TD_yUulw8YrFQIvlh5h5HGws4ZEryMA0q1Y3D7XSIU9duhMhKgiceju7LQIFwZKY5LqzV_u-n20FIaRJk33qyZUn8CpEiLZSpRq2RHpWdVdAuV7n/s280/10907.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjN5S_uKKzrMSMAWEToNkyCpOhlSz6tB2VYGYRa1F99INGn8ABPw32GZf6FyfwWcMwrN15u_kmBMRSPEZa9vI1QIwlkPDTDDbGKupp98GLul5Ail49oxH7P6vZdR71E_B5nubaL-Qo5DbKe/s280/10908.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi34J_LybH6Y3tCtDb_6KuJN85vH-vTMxELflUB9oyq8IajkLJXF7E86clhoXNRURAdoJU8yUzAPnjSzdrE-9t9mwxXp-NzM5i8GT_0XRhSHnb11DpQeIM2JwdXURaea-A0bVk1I79x8lZV/s280/10909.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjgOPN7F8yIMK7NlQoT7aYn38MNDSja8IvoKgpdLPczwE6j_ofGTiyX4LLn0h_ye9XTx6jIW6rj8fv6lKmBvttdLjBkQbY8lvAlr5vZIfMlnsTZoSzdzxLS7qKY5-MedfXqjcmb940nIzE1/s280/10910.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgtL89zltMzWh2fofUa8VMCW74lbUKtZkW83PJYeNAlkwdAEDzo3L4c-ZCzCzKAb5RnwFDy1AWPOE6tlRr2Fd-MZ7kKyk2toDdL_hcYPLA1r_Ow9uACNee9q2jztiRBnuhXbkMHesIGCrcQ/s280/10911.jpg)
Всего было выпущено 450 экземпляров ЯТБ-1, которые эксплуатировались в разных городах СССР. В годы войны троллейбусы использовали для перевозки грузов, иногда заменяя кузов бортовой платформой. Деревянные части кузова были недолговечны и в 1948 году цельнометаллические МТБ вытеснили предшественника с московских улиц. Появление уникальной машины вызвало большой интерес у горожан, устроивших на Фрунзенской набережной настоящее столпотворение.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEip0wvfy2F6yYSXvvLTFDJFAv4lXJlnPVtUcP1GozVX396wyeePRiiTXLbEPxLlDSjw02GcCrNr2ujTNMzghuifEiwhyphenhyphenCMCWdBs4axagXlX3a14OIrw90VxG3viCreeOYOEXfExcDbBreE3/s280/10912.jpg)
ЯТБ-1 возглавил колонну ретротроллейбусов, проехавших от Филёвского парка до Фрунзенской набережной. По центральным улицам города проехали МТБ-82Д 1954 года выпуска, СВАРЗ ТБЭС-ВСХВ (1957), СВАРЗ-МТБЭС (1963), ЗиУ-5 (1961), ЗиУ-9 (1980) и современные машины. Пожалуй, наиболее раритетный экспонат – ТБЭС-ВСХВ, предназначавшийся для главной выставки страны. Экскурсионный троллейбусный маршрут проходил по аллеям ВСХВ, по которым одновременно курсировало от 8 до 12 машин. Впрочем, к середине 1960-х годов с территории выставки «рогатых» вытеснили автопоезда РАФ, а освободившиеся троллебусы с символикой ВСХВ (ВДНХ) вышли на городские маршруты.
ВДНХ. 1959 год.
На ретро параде СВАРЗ ТБЭС-ВСХВ.
Ещё один экспонат, привлёкший внимание посетителей Праздника московского троллейбуса, – троллейкар, приспособленный под машину инспекции контактных сетей. Любопытно, что первый отечественный автомобиль, приводимый в движение электрической энергией, планировался не пассажирским, а грузовым. Было это в 1902 году, а в советское время начались эксперименты по созданию троллейвозов, оснащённых электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания. Такие экономичные фургоны могли двигаться по постоянным маршрутам и развозить грузы от базы до крупных магазинов. На старых фотографиях их можно увидеть на самых разных улицах Москвы.
Троллейвоз. 1966 год.
Другие участники ретро парада троллейбусов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий