Коллекция Транспортного блога Saroavto"
02.03.2013
Сейчас по Малому кольцу ходят только грузовые составы, которые обслуживают около 200 промышленных предприятий Москвы. Из 14 небольших вокзалов, построенных в начале XX века в стиле модерн, сохранилось 13. К концу 2015 года планируется построить 31 станцию и связать некоторые из них с метро, электричками и наземным внутригородским транспортом. В идеале московская S-Bahn должна соединить окраины и дать импульс к развитию огромных заброшенных территорий в черте города — соответственно, разгрузится центр и Кольцевая линия метро. На отдельных участках Малого кольца планируют сохранить грузовое движение. Для этого уже сейчас прокладывают третий главный путь.
Станция Белокаменная находится на территории «Лосиного Острова». Здание вокзала довольно типичное: такие же вокзалы были построены на станциях Лефортово, Черкизово (здание снесено в 1990-е годы) и Кожухово. На станции проходили съемки фильмов «Диверсант» и «Когда деревья были большими».
Строительство
Малое кольцо спроектировал инженер путей сообщения Петр Рашевский, а технические постройки, здания вокзалов и прилегающие жилые дома — архитектор Александр Померанцев, автор Верхних торговых рядов на Красной площади (ГУМ) и собора Святого Александра Невского в Софии. В начале века Окружная железная дорога была очень важна для Москвы: от вокзалов ежедневно разъезжались тысячи извозчиков, груженных промышленным сырьем и товарами. В путеводителе по Малому кольцу 1912 года Николай Останкович писал: «При обширности Москвы гужевая перевозка грузов, совершающаяся на больших расстояниях, при тесноте улиц и теперь крайне стесняет громадное движение по улицам трамваев, экипажей и людей».
Только на станции Пресня сохранился навес для пассажиров над выходом на платформу. Для здания вокзала характерны черты неороманского стиля.
С конца XIX века в Городскую думу подавалось множество различных проектов по строительству Малого железнодорожного кольца. Весной 1902 года начались работы. Отчуждение земель у владельцев загородных домов не всегда проходило гладко. Так, например, потомственный почетный гражданин Владимир Капустин не мог получить компенсацию целых десять лет и все свои треволнения описал в книге «Десятипетие (1903–1913) оценочного производства по отчуждению участка земли в Леонове для Московской окружной железной дороги (выяснение владельцем своих убытков посредством личных объяснений, планов, документов и фотографических снимков)». Были частники, которые, узнав о строительстве, начинали разбивать сады на своей земле, чтобы получить компенсацию как за парк.
Одна из самых красивых станций Воробьевы горы стилистически напоминает замки Луары. Единственный вокзал на Окружной дороге, в котором был буфет.
Официальное открытие Малого кольца состоялось 19 июля 1908 года. Торжества проходили на станции Серебряный Бор. Митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил путь и паровоз, а супруга генерал-губернатора перерезала зеленую ленту. В основном дорога предназначалась для перевозки грузов — пассажирское движение никогда не было интенсивным (окончательно оно заглохло в 1934 году). Возили хлеб, муку, реже — каменный уголь и нефтяные грузы. Дорога тянулась через промзону: кирпичные, мыловаренные, лаковые, нефтеперерабатывающие заводы, шелковые и жестяные фабрики неожиданно сменялись дачными поселками и лесами — а потом опять появлялись фабрики по производству лент и платьев и механические заводы.
Дом начальника участка тяги на станции Лихоборы построен в неорусском стиле и украшен сохранившейся скульптурой совы. До недавнего времени в нем находилась поликлиника. Сейчас здание заколочено, а вокруг образовалась стихийная свалка.
Советское время
Станции
К архитектурной красоте станций и привокзальных построек проектировщики и заказчики относились серьезно. Петр Рашевский, защищая работу архитектора Померанцева на одном из съездов инженеров, сказал: «Пора наконец и русским строителям отрешиться от однообразных построек по одному шаблону и перейти к более красивым…» Николай II заявил, что дорога «должна иметь сообразный первопрестольной столице вид». А уже через 4 года автор путеводителя Николай Останкович назовет Малое кольцо одним из грандиозных и красивейших сооружений России. Несмотря на то что фасады таких станций, как Ростокино, Лефортово, Белокаменная, Кожухово, Черкизово считаются типовыми, архитектурное разнообразие Малого кольца поразительно. Модерн такого качества в Москве не так-то легко найти.
Все пассажирские здания и жилые дома для работников станций были построены из кирпича и покрыты дорогой черепицей, заказанной из Варшавы. Корреспондент «Голоса Москвы» писал в 1907 году: «Вокзалы Окружной дороги — игрушка, но она, сказать словами железнодорожных чиновников, также обошлась в хорошую копеечку». К началу 1920-х годов Малое кольцо располагало в общей сложности 156 зданиями дореволюционной постройки. Сейчас в большинстве вокзалов находится администрация станций. Бывшие жилые дома сдаются под офисы. Практически везде поставлены стеклопакеты, а крыши покрыты еврочерепицей. До нас дошли далеко не все старые строения Окружной дороги. Только за последний год была разрушена путевая казарма в Лефортово, жилой дом в Андроновке, часть депо в Лихоборах. Как обычно, власти и проектировщики обещают сохранить исторические здания, а «Архнадзор» считает, что угроза отдельным дореволюционным сооружениям Малого кольца все равно существует. Многое зависит и от причуд конкретных начальников. Например, накануне празднования столетия Малого кольца в 2008 году глава Московской железной дороги велел перекрасить все здания из исторической красно-белой гаммы в бело-голубую. Правда, из-за спешки перед юбилеем часть домов была покрашена только с трех сторон.
Современный проект
Компания «Московская кольцевая железная дорога» появилась около года назад. Наполовину она принадлежит РЖД, наполовину — городу. К концу 2015 года на Малом кольце собираются запустить регулярное пассажирское движение и построить 31 станцию. Девять из них будут связаны пересадками с пригородными станциями, 15 — с метро. Три станции — Сити (станция метро «Международная»), Окружная (планируется строительство станции метро «Окружная»), Рязанская (планируется строительство станции метро «Нижегородская улица») — будут связывать и пригородные поезда, и метро. Проект оценивается приблизительно в 125 миллиардов рублей. В 2001 году в самом длинном железнодорожном тоннеле Москвы была сооружена новая станция Площадь Гагарина.
использованы материалы
Комментариев нет:
Отправить комментарий