четверг, 29 октября 2015 г.

Москва: Окружная железная дорога - прошлое и настоящее

Коллекция Транспортного блога Saroavto"
02.03.2013

Через несколько лет практически неизвестное горожанам Малое кольцо Московской железной дороги, построенное еще в 1908 году, должно стать чем-то вроде парижской RER или берлинской S-Bahn. Предполагается, что новая дорога оживит окраины и поможет в борьбе с пробками. Посмотрим, как выглядит Малое кольцо сейчас.


Началом Окружной дороги считали место ее пересечения с Николаевской железной дорогой, которая шла из Санкт-Петербурга в Москву. Ввиду близости к Николаевской дороге центральной и одной из крупнейших станций стали Лихоборы. Рядом с Лихоборами в 1918 году был открыт первый детский сад Окружной дороги. 

Сейчас по Малому кольцу ходят только грузовые составы, которые обслуживают около 200 промышленных предприятий Москвы. Из 14 небольших вокзалов, построенных в начале XX века в стиле модерн, сохранилось 13. К концу 2015 года планируется построить 31 станцию и связать некоторые из них с метро, электричками и наземным внутригородским транспортом. В идеале московская S-Bahn должна соединить окраины и дать импульс к развитию огромных заброшенных территорий в черте города — соответственно, разгрузится центр и Кольцевая линия метро. На отдельных участках Малого кольца планируют сохранить грузовое движение. Для этого уже сейчас прокладывают третий главный путь.

Станция Белокаменная находится на территории «Лосиного Острова». Здание вокзала довольно типичное: такие же вокзалы были построены на станциях Лефортово, Черкизово (здание снесено в 1990-е годы) и Кожухово. На станции проходили съемки фильмов «Диверсант» и «Когда деревья были большими». 

Строительство 

Малое кольцо спроектировал инженер путей сообщения Петр Рашевский, а технические постройки, здания вокзалов и прилегающие жилые дома — архитектор Александр Померанцев, автор Верхних торговых рядов на Красной площади (ГУМ) и собора Святого Александра Невского в Софии. В начале века Окружная железная дорога была очень важна для Москвы: от вокзалов ежедневно разъезжались тысячи извозчиков, груженных промышленным сырьем и товарами. В путеводителе по Малому кольцу 1912 года Николай Останкович писал: «При обширности Москвы гужевая перевозка грузов, совершающаяся на больших расстояниях, при тесноте улиц и теперь крайне стесняет громадное движение по улицам трамваев, экипажей и людей».

Только на станции Пресня сохранился навес для пассажиров над выходом на платформу. Для здания вокзала характерны черты неороманского стиля.

С конца XIX века в Городскую думу подавалось множество различных проектов по стро­ительству Малого железнодорожного кольца. Весной 1902 года начались работы. Отчуждение земель у владельцев загородных домов не всегда проходило гладко. Так, например, потомственный почетный гражданин Владимир Капустин не мог получить компенсацию целых десять лет и все свои треволнения описал в книге «Десятипетие (1903–1913) оценочного производства по от­чуждению участка земли в Леонове для Московской окружной железной дороги (выяснение владельцем своих убытков посредством личных объяснений, планов, документов и фотографических снимков)». Были частники, которые, узнав о строительстве, начинали разбивать сады на своей земле, чтобы получить компенсацию как за парк.

Одна из самых красивых станций Воробьевы горы стилистически напоминает замки Луары. Единственный вокзал на Окружной дороге, в котором был буфет. 

Официальное открытие Малого кольца состоялось 19 июля 1908 года. Торжества проходили на станции Серебряный Бор. Митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил путь и паровоз, а супруга генерал-губернатора перерезала зеленую ленту. В основном дорога предназначалась для перевозки грузов — пассажирское движение никогда не было интенсивным (окончательно оно заглохло в 1934 году). Возили хлеб, муку, реже — каменный уголь и нефтяные грузы. Дорога тянулась через пром­зону: кирпичные, мыловаренные, лаковые, нефтеперерабатывающие заводы, шелковые и жестяные фабрики неожиданно сменялись дачными поселками и лесами — а потом опять появлялись фабрики по производству лент и платьев и механические заводы.

Дом начальника участка тяги на станции Лихоборы построен в неорусском стиле и украшен сохранившейся скульптурой совы. До недавнего времени в нем находилась поликлиника. Сейчас здание заколочено, а вокруг образовалась стихийная свалка. 

Советское время 

С мая 1917 года по 1936 год Окружная дорога обозначала границу Москвы. В 1930-е годы здания уже ненужных станций приспосабливают под детские сады, школы, поликлиники, бани. Закончено строительство кожно-венерологической больницы на Пресне. На некоторых станциях появились овощехранилища, там даже стали разводить домашних животных на убой. От животноводства, впрочем, вскоре пришлось отказаться: убегавших свиней и кроликов часто да­вили поезда. Во время войны через Малое кольцо на восток эвакуировались заводы. В 1943 году рабочие и служащие Окружной дороги собрали деньги на постройку бронепоезда. В то время Малое кольцо возглавляла Зинаида Троицкая — первый случай в истории, когда железной дорогой руководила женщина.

Уличный фасад станции Воробьевы горы из «Альбома исполнительных типовых чертежей Московской окружной железной дороги 1903–1908 годов. Том I» 

Станции 

К архитектурной красоте станций и привокзальных построек проектировщики и заказчики относились серьезно. Петр Рашевский, защищая работу архитектора По­меранцева на одном из съездов инженеров, сказал: «Пора наконец и русским строителям отрешиться от однообразных построек по одному шаблону и перейти к более красивым…» Николай II заявил, что до­рога «должна иметь сообразный первопрестольной столице вид». А уже через 4 года автор путеводителя Николай Останкович назовет Малое кольцо одним из грандиозных и красивейших сооружений России. Несмотря на то что фасады таких станций, как Ростокино, Лефортово, Белокаменная, Кожухово, Черкизово считаются типовыми, архитектурное разнообразие Малого кольца поразительно. Модерн такого качества в Москве не так-то легко найти.


Остановочный пункт Потылиха — самое высокое здание Малого кольца. Чтобы избежать крутых подъемов, часть дороги проложили по высокой насыпи. От третьего этажа станции до платформы шел мост. С 1930-х годов здание было жилым. Около 9 лет назад остановочный пункт небрежно реконструировали. 

Все пассажирские здания и жилые дома для работников станций были построены из кирпича и покрыты дорогой черепицей, заказанной из Варшавы. Корреспондент «Голоса Москвы» писал в 1907 году: «Вокзалы Окружной дороги — игрушка, но она, сказать словами железнодорожных чиновников, также обошлась в хорошую копеечку». К началу 1920-х годов Малое кольцо располагало в общей сложности 156 зданиями дореволюционной постройки. Сейчас в большинстве вокзалов находится администрация станций. Бывшие жилые дома сдаются под офисы. Практически везде поставлены стеклопакеты, а крыши покрыты еврочерепицей. До нас дошли далеко не все старые строения Окружной дороги. Только за последний год была разрушена путевая казарма в Ле­фортово, жилой дом в Андроновке, часть депо в Лихоборах. Как обычно, власти и проектировщики обещают сохранить исторические здания, а «Архнадзор» считает, что угроза отдельным дореволюционным сооружениям Малого кольца все равно существует. Многое зависит и от причуд конкретных начальников. Например, накануне празднования столетия Малого кольца в 2008 году глава Московской железной дороги велел перекрасить все здания из исторической красно-белой гаммы в бело-голубую. Правда, из-за спешки перед юбилеем часть домов была покрашена только с трех сторон.


Вокзал на станции Канатчиково — самый классический из всех строений Малого кольца. Над входом сохранилась металлическая табличка «Надъ уровнемъ моря 66,30 саж.». В районе станции находилась больница для умалишенных. В 1907 году корреспондент «Голоса Москвы» писал: «Это какое-то страшное место, невдалеке и татарское кладбище, и Даниловское, и холерное. На станции Канатчиково невозможно было дышать от зловония». 

Современный проект 

Компания «Московская кольцевая железная дорога» появилась около года назад. Наполовину она принадлежит РЖД, наполовину — городу. К концу 2015 года на Малом кольце собираются запустить регулярное пассажирское движение и построить 31 станцию. Девять из них будут связаны пересадками с пригородными станциями, 15 — с метро. Три станции — Сити (станция метро «Международная»), Окружная (планируется строительство станции метро «Окружная»), Рязанская (планируется строительство станции метро «Нижегородская улица») — будут связывать и пригородные поезда, и метро. Проект оценивается приблизительно в 125 миллиардов рублей. В 2001 году в самом длинном железнодорожном тоннеле Москвы была сооружена новая станция Площадь Гагарина.


Сейчас работы ведутся на юго-западном участке — между старыми станциями Канатчиково и Пресня. К сожалению, дореволюционные постройки слишком малы и не смогут служить станциями, новые же будут оснащены теплым пассажирским терминалом, туалетами, пунктами питания и специальными устройствами для инвалидных и детских колясок. Другим условием успешности проекта является преображение прилегающих территорий. Сейчас из 54 километров 31 километр дороги проходит вдоль промзон, 10 километров — между жилыми районами, окруженными гаражами, и 13 километров — вдоль территорий парков и лесов.

использованы материалы

Комментариев нет:

Отправить комментарий