пятница, 13 ноября 2015 г.

Кёльн: История трамвайного движения


Первую конку в Кёльне запустили в 1877 году, первый электрический трамвай - на рубеже XIX и XX столетий. Исторические вагоны собраны под одной крышей - в городском трамвайном музее.


Разные страны и континенты. Сан-Франциско, Милан, Вена, Лиссабон… Старые трамваи, а также очень старые трамвайчики до сих исправно ходят по их улицам, доставляя радость и жителям, и туристам. В свою очередь в Германии предпочитают трамваи современные: комфортные, экономичные, отделанные ценными сортами износо- и вандалоустойчивого пластика. Новые немецкие трамваи - удобные средства передвижения, на статус достопримечательностей не претендующие.

Трамвайные раритеты и "старички" из поколения новых олдтаймеров в Германии отдыхают в музеях. Один из них находится в бывшем депо на окраине Кельна. Его открыли в 1997 году у конечной остановки маршрута Linie 18.


Музей похож на старый железнодорожный вокзал в каком-нибудь небольшом и уютном городе. Работает он на общественных началах и, к сожалению, лишь один день в месяц - во второе воскресенье.

С улицы - в музей.
Конечно, далеко не каждый город может позволить себе роскошь содержать антикварные трамваи на регулярных маршрутах (ремонт, расход электроэнергии, скорость, шум, вместительность). Эстетические соображения и традиции редко способны перевесить чашу с аргументами трезвого экономического расчета. И требования клиентов, и технический прогресс не стоят на месте.

Если антикварный трамвай не идет к пассажиру, сам пассажир идет в трамвайный музей. Поход такой, правда, больше похож на посещение зоопарка. Зверей лучше наблюдать в дикой природе. Трамваи - не исключение, но ничего не поделаешь.


О лошадиных силах и первых конках.
Первые трамваи поселились в европейских городах на заре индустриальной эпохи и с тех пор колесят по их улицам в ногу со временем и в такт с развитием техники. В позапрошлом веке их мощность составляла сначала всего одну лошадиную силу. Эту силу приходилось менять несколько раз в день. Она уставала, нуждалась в отдыхе, уходе и заботе, а также... воде, овсе и сене. Дело в том, что вагончики, похожие на обычные дилижансы, тянули по рельсам ломовые лошади.

Кельн принадлежит к числу первых в Германии городов, в которых появились трамваи. Конную линию здесь открыли 20 мая 1877 года. Она связала районы Кальк и Дойц на правой стороне Рейна, противоположной Кельнскому собору. Эта часть города вообще была более прогрессивной в техническом плане. Именно здесь, например, был изобретен бензиновый двигатель внутреннего сгорания, который немецкий инженер Николаус Отто (Nicolaus August Otto) запатентовал в 1876 году, но к трамвайной истории этот факт прямого отношения, конечно, не имеет.


Концессии и отступные.
В общей сложности для кельнской конки заказали 345 вагонов. Один из них занимает почетное место в музейной экспозиции. Лошадиный период продолжался недолго. С момента появления на маршрутах первых конок и до разработки моторизированных трамваев прошло всего лет тридцать.

В Кельне лошадиные упряжки чуть было не встали на пути технического прогресса. Вернее - выданные их владельцам длительные концессии. На тесных и узких улицах попросту не было места для прокладки рельсов для новых электрических вагонов. После длительных переговоров власти заплатили хозяевам конок многомиллионные отступные, а старые вагоны, еще не выработавшие свой срок, некоторое время цепляли к новым самодвижущимся трамваям.


Прогресс и охрана труда.
В первых электрических вагонах рабочие места для вагоновожатых не были защищены ни от дождя, ни от ветра, а располагались на открытых площадках, хотя скорость достигала уже 30 километров в час. Конструкторы об этом отличии от конок, передвигавшихся куда более медленно, не подумали. В результате на зиму пришлось срочно сшить теплую форму, чем-то похожую на тулупы ямщиков.

Пытаясь решить проблему, площадки сначала закрывали съемными экранами, изготовленными из стекла. На конечной остановке вагоновожатые переносили их с одного конца трамвая и крепили на другом, но уже скоро для них стали оборудовать отдельные защищенные кабины.


Премьерная поездка электрического трамвая в Кельне состоялась 15 октября 1901 года. Выставленный в музее экспонат, правда, ездил не по Кельну, а в соседнем Бонне. По внешнему виду он еще мало чем отличался от конки. Разве что, габаритами и вместительностью, которая увеличилась более чем в два раза - до тридцати пассажиров. Поначалу трамвай был не только средством передвижения, но и роскошью, которую мог себе позволить далеко не каждый.

Трудовые лошадки и верные спутники.
На фоне теплого бежевого лака большинства экспонатов особо выделяются два грузовых локомотива. Их использовали во время строительных работ и для транспортировки грузов, а после Второй мировой войны к ним цепляли уцелевшие пассажирские вагоны с неисправными моторами или платформы, на которых из центра вывозили битый кирпич и другие обломки разрушенных домов.


В глаза бросается шикарная отделка одного из трамваев: мягкие кресла, лампы с абажурами, столики, шторы… Специальный вагон! Его оборудовали для проведения вечеринок уже после выхода на трамвайную пенсию. Пивная стойка, бар, туалет, - все удобства в пути гарантированы. Правда, сейчас горожан и гостей Кельна уже катают на более новом развлекательном экспрессе, а этот только стоит в музее. Час аренды стоит около 150 евро, но заказывать нужно сразу на несколько часов. Особенно во время кельнского карнавала этот "веселый трамвай" часто можно увидеть проезжающим мимо остановок с песнями, громкой музыкой и немного запотевшими окнами.


Среди экспонатов есть модель, переводить название которой на русский язык нет необходимости. Вагон Sputnik выпускался в Германии в 1957-58 годах. Свое название модель получила на волне космического энтузиазма, охватившего весь мир после запуска первого искусственного спутника Земли.

Новый олдтаймер.
Самый молодой постоялец трамвайного музея еще лет десять назад исправно нес службу на городских маршрутах - на 5 и 6 линиях. Он выделяется своим красным лаком. Большинство его кельнских "коллег" продолжает трудиться в Египте, куда их продали.

Как говорят эксперты, они могут накрутить там еще много сотен тысяч километров. Техника надежная и простая, но она уже не вписывалась в городскую транспортную концепцию, так как, в частности, входные двери - только с одной стороны.

Кстати, одно отличие между трамвайным музеем и зоопарком все-таки существует. Обитателей первого иногда выпускают на свободу. По праздникам и на встречи ровесников-одноклассников в другие города.

Максим Нелюбин