Первую конку в Кёльне запустили в 1877 году, первый электрический трамвай - на рубеже XIX и XX столетий. Исторические вагоны собраны под одной крышей - в городском трамвайном музее.
Трамвайные раритеты и "старички" из поколения новых олдтаймеров в Германии отдыхают в музеях. Один из них находится в бывшем депо на окраине Кельна. Его открыли в 1997 году у конечной остановки маршрута Linie 18.
Музей похож на старый железнодорожный вокзал в каком-нибудь небольшом и уютном городе. Работает он на общественных началах и, к сожалению, лишь один день в месяц - во второе воскресенье.
С улицы - в музей.
Конечно, далеко не каждый город может позволить себе роскошь содержать антикварные трамваи на регулярных маршрутах (ремонт, расход электроэнергии, скорость, шум, вместительность). Эстетические соображения и традиции редко способны перевесить чашу с аргументами трезвого экономического расчета. И требования клиентов, и технический прогресс не стоят на месте.
Если антикварный трамвай не идет к пассажиру, сам пассажир идет в трамвайный музей. Поход такой, правда, больше похож на посещение зоопарка. Зверей лучше наблюдать в дикой природе. Трамваи - не исключение, но ничего не поделаешь.
Конечно, далеко не каждый город может позволить себе роскошь содержать антикварные трамваи на регулярных маршрутах (ремонт, расход электроэнергии, скорость, шум, вместительность). Эстетические соображения и традиции редко способны перевесить чашу с аргументами трезвого экономического расчета. И требования клиентов, и технический прогресс не стоят на месте.
Если антикварный трамвай не идет к пассажиру, сам пассажир идет в трамвайный музей. Поход такой, правда, больше похож на посещение зоопарка. Зверей лучше наблюдать в дикой природе. Трамваи - не исключение, но ничего не поделаешь.
Первые трамваи поселились в европейских городах на заре индустриальной эпохи и с тех пор колесят по их улицам в ногу со временем и в такт с развитием техники. В позапрошлом веке их мощность составляла сначала всего одну лошадиную силу. Эту силу приходилось менять несколько раз в день. Она уставала, нуждалась в отдыхе, уходе и заботе, а также... воде, овсе и сене. Дело в том, что вагончики, похожие на обычные дилижансы, тянули по рельсам ломовые лошади.
Кельн принадлежит к числу первых в Германии городов, в которых появились трамваи. Конную линию здесь открыли 20 мая 1877 года. Она связала районы Кальк и Дойц на правой стороне Рейна, противоположной Кельнскому собору. Эта часть города вообще была более прогрессивной в техническом плане. Именно здесь, например, был изобретен бензиновый двигатель внутреннего сгорания, который немецкий инженер Николаус Отто (Nicolaus August Otto) запатентовал в 1876 году, но к трамвайной истории этот факт прямого отношения, конечно, не имеет.
В общей сложности для кельнской конки заказали 345 вагонов. Один из них занимает почетное место в музейной экспозиции. Лошадиный период продолжался недолго. С момента появления на маршрутах первых конок и до разработки моторизированных трамваев прошло всего лет тридцать.
В Кельне лошадиные упряжки чуть было не встали на пути технического прогресса. Вернее - выданные их владельцам длительные концессии. На тесных и узких улицах попросту не было места для прокладки рельсов для новых электрических вагонов. После длительных переговоров власти заплатили хозяевам конок многомиллионные отступные, а старые вагоны, еще не выработавшие свой срок, некоторое время цепляли к новым самодвижущимся трамваям.
В первых электрических вагонах рабочие места для вагоновожатых не были защищены ни от дождя, ни от ветра, а располагались на открытых площадках, хотя скорость достигала уже 30 километров в час. Конструкторы об этом отличии от конок, передвигавшихся куда более медленно, не подумали. В результате на зиму пришлось срочно сшить теплую форму, чем-то похожую на тулупы ямщиков.
Пытаясь решить проблему, площадки сначала закрывали съемными экранами, изготовленными из стекла. На конечной остановке вагоновожатые переносили их с одного конца трамвая и крепили на другом, но уже скоро для них стали оборудовать отдельные защищенные кабины.
Трудовые лошадки и верные спутники.
На фоне теплого бежевого лака большинства экспонатов особо выделяются два грузовых локомотива. Их использовали во время строительных работ и для транспортировки грузов, а после Второй мировой войны к ним цепляли уцелевшие пассажирские вагоны с неисправными моторами или платформы, на которых из центра вывозили битый кирпич и другие обломки разрушенных домов.
Новый олдтаймер.
Самый молодой постоялец трамвайного музея еще лет десять назад исправно нес службу на городских маршрутах - на 5 и 6 линиях. Он выделяется своим красным лаком. Большинство его кельнских "коллег" продолжает трудиться в Египте, куда их продали.
Кстати, одно отличие между трамвайным музеем и зоопарком все-таки существует. Обитателей первого иногда выпускают на свободу. По праздникам и на встречи ровесников-одноклассников в другие города.
Комментариев нет:
Отправить комментарий