среда, 4 ноября 2015 г.

На паровозе - по "Прусской Сибири"


Бергишес Ланд. Этот регион до сих пор богат дремучими лесами и славится дикими ландшафтами. В прошлом его жители занимались крестьянством и работали на горных промыслах. По немецким меркам условия здесь были тогда более чем суровые, за что эти места прозвали "Прусской Сибирью".

Bergischer Löwe - "Бергский лев"… Его локомотив построили в 1914 году для малой железной дороги Wiehltalbahn, названной так же, как и горный ручей, в долине которого она проложена. Одна колея, 24 километра. Немецкий концерн Deutsche Bahn давно потерял интерес к таким неприбыльным веткам. Энтузиасты на общественных началах отремонтировали не только паровоз с вагонами, но и всю заброшенную дорогу.

Почему "Бергский лев"? Регион Бергишес Ланд расположен между реками Рейн, Рур и Вуппер. На протяжении столетий здесь правили графы фон Берги, о чем напоминает название, а лев с их герба до сих пор является символом расположенного по соседству Дюссельдорфа. В свое время именно один из графов фон Бергов дал тогдашней деревне на Рейне городские права. Теперь "Бергский лев" стал еще и поездом...


В свои рейсы он отправляется из музея на станции Дирингхаузен (Dieringhausen) в городе Гуммерсбах. Депо веерного типа с полукруглым фасадом построили здесь в начале прошлого века в годы индустриализации. В нем достаточно места для дюжины локомотивов. Некоторые экспонаты стоят под открытым небом. В центре - поворотный круг. "Льва" как раз заправляют водой с помощью толстого пожарного шланга.


"Бергский лев" состоит из старых вагонов и паровоза "Waldbröl", названного в честь конечной станции этой ветки. На кабине локомотива указаны его вес, тормозная масса, запасы воды и угля. В музее есть паровозы куда более внушительных размеров, но они стоят, так сказать, на запасном пути, а пассажиров для разнообразия иногда катают на рельсовом дизельном автобусе. Но сегодня автобус - выходной.


"Бергский лев" только что вернулся из воскресного утреннего рейса. Прибывшие на нем пассажиры покинули вагоны, отправились рассматривать музейные экспонаты и территорию с полностью сохранившейся инфраструктурой старого депо паровозной эры. Новые гости собираются у путей, подходят от парковки или от станции железной дороги, связывающей Дирингхаузен c Кельном и Дюссельдорфом.


Музейная автомотриса -это автономный железнодорожный вагон с двигателем внутреннего сгорания. Дизельный рельсовый автобус - тот самый второй экспонат, на котором сейчас возят туристов. Построен в 1966 году фирмой MAN. Рассчитан на 70-80 посадочных мест. Эти модели начали выпускать в 50-х годах, чтобы заменить паровозы, ходившие по второстепенным веткам. Правда, похож на растолстевший трамвай?


В музее есть экспонаты и уже отреставрированные, и ждущие своей очереди. Кропотливый труд, вложенный в сохранение этих памятников технического прогресса, вызывает восторг и уважение, особенно, если учесть, что работают здесь на чистом энтузиазме. "Прусский T 14" выпускался в 1914-1918 годах. Из четырех с половиной сотен таких локомотивов сегодня сохранились лишь этот и еще один в Польше.


В депо своей очереди дожидаются другие сокровища, привлекающие пристальный интерес любителей железнодорожной романтики. Среди посетителей попадаются знатоки, которые могут долго обсуждать с местными энтузиастами особенности конструкции тех или иных моделей, а также делятся опытом их реставрации. Еще несколько тысяч часов безвозмездной работы, и этот экспонат тоже засияет как новенький.


Здесь нет ощущения музея, например, совсем мало табличек, запрещающих что-то трогать руками или куда-то заходить. Повсюду лежат инструменты, детали, приспособления, стоят какие-то емкости, пахнет смазкой, угольной пылью и копотью. Мы же рассматриваем колесо самого старого локомотива в коллекции - 1906 года. Он трудился на сталелитейном заводе в Сааре и был списан только в 1980 году.


Знакомство с экспозицией придется прервать. Начальник поезда вот-вот даст сигнал к отправлению в очередной рейс от разворотного круга. Как и другие сотрудники, свои обязанности он выполняет на общественных началах в свободное от основной работы время. Первую поездку по восстановленной ветке "Бергский лев" совершил в апреле 2010 года. В регионе надеются, что он привлечет сюда еще больше туристов.


При посадке пассажиров терзают муки выбора. В каком вагоне занять место? Есть с деревянными скамейками, есть с мягкими, один краше и старше другого... Но волноваться не стоит, так как во время поездки будет возможность посидеть в каждом из них, а также постоять на одной из открытых площадок, чтобы насладиться ветром, запахом дыма и... испачкать одежду, прислонившись к стенке со свежей копотью.


Копоть и сажа на одежде - дело, как говориться, житейское. Частые гости выбирают в этот день темный и немаркий гардероб. Особой популярностью у пассажиров пользуется открытая площадка первого вагона, с которой можно наблюдать за действиями машиниста, его помощника и кочегара. Здесь же громче всего слышны все сигналы, например, гудки при приближении к переездам.


По старой музейной ветке ходят лишь "Бергский лев" и рельсовый автобус. Овцы, пасущиеся на сочных лугах в долине речки Виль, судя по реакции, их игнорируют. В пути можно не только наблюдать за пейзажем. Не менее интересно изучать старые фотографии и плакаты, развешанные по стенам вагонов. "Опоздал на поезд!? Какой ужас… Заходи на рюмку шнапса с салом". Это реклама лавки мячника.


На восстановленной ветке - никакой автоматики, все стрелки переводятся вручную. Поезду приходится останавливаться, его начальнику и проводнику - покидать состав. Автомобильные переезды - без шлагбаумов, сигнализации и охраны. Перед ними состав тормозит. Помощник кочегара спрыгивает с подножки локомотива и останавливает "поперечное" движение, размахивая яркими флажками. Обратно запрыгивает на ходу.


В проспекте с расписанием движения "Бергского льва" и рельсового автобуса также перечислены достопримечательности, которые можно посетить, сойдя на той или другой станции. Регион популярен среди любителей пеших прогулок и походов. Красивая природа, много городков и деревень с фахверковыми домами, кафе и ресторанчиками… Особой славой пользуются горячие вафли с вишневым соусом и сливками.


Налюбовавшись красотами Бергишес Ланд, мы вернулись в депо, захватив по пути несколько десятков пассажиров утреннего рейса, остававшихся в долине. Можно продолжить прерванный осмотр музея. Например, в таких пригородных вагонах не было коридора, а из купе в купе и между вагонами перемещались на ходу по широкой подножке, держась за поручни... Паровозы тех лет не слишком разгонялись.


"Катрин" - экспонат необычный. О бестопочных паровозах, наверное, слышали немногие, хотя они до сих пор используются на некоторых немецких заводах. Пар генерируется на стационарных установках, а затем закачивается в емкости-аккумуляторы. Радиус действия таких локомотивов - несколько километров, но нет искр, то есть нет опасности возникновения пожаров.


Вечером, перед закрытием музея на сцену, то есть на поворотный круг, выходит мотовоз 1937 года выпуска. Он осторожно передвигает старые локомотивы с улицы под крышу депо, а затем и сам в нем скрывается. Музей работает с апреля по середину декабря только в выходные и праздничные дни.