воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Всё о троллейбусе (часть 3)

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
24.02.2013

В настоящее время в мире более 400 городов с троллейбусным сообщением.


Троллейбусные системы мира 

В настоящее время в мире более 400 городов с троллейбусным сообщением (см. Список городских троллейбусных систем). 

В Бостоне, штат Массачусетс (США), кроме обычного уличного действует система подземного скоростного троллейбуса (так называемая серебряная линия). 

Подобная система также действует в городах Куробе и Татеяма (Китай). 

Самая южная троллейбусная система расположена в Веллингтоне, (Новая Зеландия). 

Единственным африканским городом, имеющим троллейбусную систему, является Аддис-Абеба (Эфиопия). В настоящее время троллейбусная система принадлежит совместному российско-эфиопскому предприятию «РусАфроТролл» (с 70% доли эфиопских бизнесменов и 30% россиян).


В Шанхае (Китай) кроме обычного троллейбуса действует также электрический автобус на суперконденсаторах, который подключается специальным токоприёмником к КС только на остановках. 

В Европе (Кроме Российской Федерации и СНГ). Имеющиеся троллейбусные системы Англии являются музейными. В 2011 году введена в строй городская троллейбусная система в Лидсе. Стоит отметить, что именно Лидс был одним из первых городов Англии, где в 1911 году было запущено троллейбусное движение. 

Крупнейшая троллейбусная система в Европе (за искл. СНГ) находится в Афинах (Греция). Протяжённость контактной сети более 350 км, эксплуатируются более 350 машин. 

Кроме того, в Европе троллейбус есть в Австрии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Венгрии, германии, Италии, Латвии, Литве, Молдавии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, Румынии, Сербии, Словакии, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и в Эстонии.


В России — 87 троллейбусных систем в 88 городах (города Саратов и Энгельс имели общую сеть, в 2004 году троллейбусные сети Саратова и Энгельса были разделены вследствие падения опор державших контактную сеть на Саратовском мосту, восстановление этих опор отложено до проведения капитального ремонта моста).


Крупнейшая в мире старейшая в России троллейбусная система расположена в Москве.


Самая северная в мире троллейбусная система расположена в Мурманске. 

Качканарский троллейбус - единственная в России троллейбусная система, закрывшаяся во времена СССР. 

По СНГ. Кроме России, на территории СНГ есть ещё 80 троллейбусных систем.


Вторая по величине, после Москвы, троллейбусная система расположена в Минске.


Самым протяжённым троллейбусным маршрутом в мире является междугородный маршрут Симферополь — Алушта (52 км) — Ялта (86 км) в Крыму (Украина). 

В Узбекистане действует междугородный троллейбус Ургенч — Хива, протяжённость маршрута которого — около 35 км.


В Приднестровье с 1993 года действует междугородный троллейбус Тирасполь — Бендеры, протяжённостью более 13 км. 


Междугородный троллейбус 

Междугородный троллейбус— троллейбусная линия, соединяющая два или большее число городов. 

Термин пригородный троллейбус практически не применяется несмотря на то, что существует много троллейбусных линий, которые по правилам, существующим для автобусов, назывались бы пригородными. 

Междугородные линии в странах бывшего СССР: 
  • Тирасполь — Бендеры. 
  • Москва, ст. Метро Планерная — Новые Химки. Так как этот маршрут целиком проходит по урбанизированной территории, он фактически является городским. 
  • Саратов — Энгельс. 
  • Иваново — Кохма. Данная линия в большей степени попадает под определение пригородной, так как Кохма — небольшой городок вблизи Иванова. 
  • Ургенч — Хива.
  • Наманган — Туракурган 
  • Симферополь — Алушта — Ялта — Наиболее известная линия в Крыму длиной 86 километров является самой протяжённой троллейбусной системой в мире. На линии действует несколько маршрутов, и она соединена с городскими троллейбусными сетями Симферополя и Ялты. 
  • Донецк — Макеевка. По сути была ближе к пригородному сообщению. Контактная сеть (около 50 м) снята в начале 90-х в связи со строительством объездной автомобильной дороги вокруг Донецка. В настоящее время троллейбусные системы двух городов не соединены между собой. Однако есть один маршрут соединяющий центр города Донецка с центром Червоно-Гвардеевского района. 
  • Алчевск — Перевальск. Также скорее нужно отнести к пригородному. Цена проезда в разные периоды была аналогична или чуть выше, чем на внутригородских маршрутах Алчевска. Ранее это был маршрут № 3 от железнодорожного вокзала станции Коммунарск в Алчевске до шахты 25 в Перевальске, позднее маршрут несколько продлили по городу Перевальску и разделили на 2 части — № 3 от ж/д вокзала станции Коммунарск до Алчевского автовокзала, который находится между городами Алчевск и Перевальск, и № 2 от автовокзала до шахты 5 в Перевальске, так что к междугородным его теперь можно отнести только условно. С 1 октября 2008 года работа маршрута официально остановлена по причине нерентабельности и нежелания Перевальска платить компенсацию за льготный проезд. Фактически же движение троллейбусов на маршруте прекращено ещё в июле 2008 года). 
  • Краснодон — Молодогвардейск. Луганская область. Функционируют маршруты № 1 («Первомайка», Краснодон — Молодогвардейск), № 3 («квартал Баракова», Краснодон — Молодогвардейск). 

Двухэтажный троллейбус 


Двухэтажные троллейбусы ездили и по улицам Москвы. Это были машины ЯТБ-3. На первом этаже в салоне было 32 сидячих места, на втором 40. Для доступа на второй этаж служила лестница из двух маршей в 10 ступенек. Высота салона (1780 мм) определялась контактной сетью (Для его эксплуатации пришлось на метр (до 5,8 м) поднимать контактную сеть на улице Горького (ныне Тверская) и на всем загородном участке первого маршрута), и стоять в проходе было не очень удобно, особенно зимой, в высоких головных уборах.

Когда пассажиры скапливались на площадке у входной двери машина шла с заметным креном вправо. Троллейбус: длина — 9,4 м, а высота — 4,7 м. Салоны располагали 72 местами для сидения, 28 пасс. могли ехать в проходе первого этажа. Впервые они вышли на улицы города в 1937 году. Всего было сделано 10 машин, однако сложности управления и случаи опрокидывания машин (особенно на заснеженной мостовой и в гололёд), а также проблемы с габаритами на улицах привели к списанию троллейбусов сразу после решения послевоенных проблем с выпуском новой техники.

В ГДР также выпускались двухэтажные троллейбусы типа автопоезда.


Грузовой троллейбус


Грузовой троллейбус — разновидность электротранспорта, используемая для грузовых перевозок. 

Название «грузовой троллейбус» не совсем верно, т.к. приставка "бус" означает, что мы имеем дело с пассажирским транспортом. Правильнее называть его троллейвозом, или троллейкаром. Тем не менее это название прижилось по аналогии с грузовым трамваем 

Практика использования в СССР грузовых троллейбусов показала, что они имеют значительно более высокую цена эксплуатации, чем у грузовиков. 

Основное преимущество многих грузовых троллейбусов-дуобусов — это наличие дизельного двигателя внутреннего сгорания. Например, модель КТГ была оборудована ДВС от грузовика ЗиЛ-157К мощностью 102 л. с. ДВС подключен к генератору, который может питать тяговый двигатель. 

В России массово не используются, часть из них сохранилась как мобильные лаборатории технадзора контактной сети в троллейбусных парках. 

Модели в СССР. Грузовой троллейбус, изготовленный на основе пассажирского ЯТБ-1 с бортовой платформой.

Троллейбусный грузовик, изготовленный на основе грузового автомобиля ЯГ-3.

Грузовой троллейбус ТГ-3/ТГ-3М/ТГ-4, выпускавшийся заводом СВАРЗ. 

Грузовой троллейбус КТГ, построенный на Киевском заводе электротранспорта им. Ф. Э. Дзержинского.

СВАРЗ. В 1957 г. Завод им. Урицкого изготовил два троллейвоза: ТБУ-2 с закрытым кузовом фургон и ТБУ-3 с грузовой платформой. К сожалению, короткий срок их эксплуатации не позволил в полной мере выявить их достоинства и недостатки.


В 1960 г. СВАРЗ изготовил опытную политическую партию из 12 троллейвозов ТГ1 грузоподъёмностью 7 т с закрытым кузовом фургон. Автономный ход обеспечивала акуумуляторная батарея, заряжающаяся током при работе на линии от штанг. Запас хода составлял всего 6 км. Троллейвозы эксплуатировались в Филёвском ТП. Машина появилась очень громоздкой, и в 1966 - 1967 гг. троллейвозы ТГ1 были исключены из инвентаря и переданы в другие города (один из них сохранялся в Симферополе до 2006 г., но затем был порезан, хотя его хотели забрать в Музей МГТ). 

В 1961 г. началось производство 5-тонных троллейвозов ТГ3, на которых в качестве автономного привода использовался двигатель газ-11, установленный в передней части кабины между водительским и пассажирским сиденьями. Троллейбус имел передний и задний мосты от грузовика МАЗ-200 и электрооборудование от троллейбуса МТБ-82Д. На базе ТГ3 выпускалась модификация ТГ4 с бортовой платформой. 

В 1964 г. ТГ3 был модернизирован и получил индекс ТГ3М. Основное отличие от предшественника - электрооборудование от ЗИУ-5 и возросшая до 95 кВт мощность электродвигателя. Внешне модернизированный вариант можно отличить по новой облицовке радиатора (на ТГ3 стояла решётка от грузовика газ-51А) и отсутствию окон в боковых закруглениях крыши. До 1970 г. СВАРЗ выпустил, в общей сложности, 400 троллейвозов, в т.ч. 55 с бортовой платформой. 260 машин работали в Москве (последние списали в 1993 г.), а остальные - в других городах СССР. В Музее МГТ есть троллейвозы СВАРЗ ТГ3М и СВАРЗ ТГ4. 

Во времена СССР грузовые троллейбусы широко использовались в городах имевших троллейбусное хозяйство. Чаще всего грузовые троллейбусы принадлежали троллейбусным паркам. Крупние городские предприятия (особенно легкой промышленности) заказывали грузовые троллебусы для перевозки готовой продукции с предприятий на городские склады или товарные железнодорожные станции. Грузовой тралебас в отличие от грузовика был более дешевым в эксплуатации, т.к. работал на электричества. Большинство грузовых троллейбусов имело помимо электродвигателя так же и кабрюраторный двигатель внтуреннего сгорания для не продолжительной работы в местах не имеющих контактной сети (территории предприятий, склады, товарные станции). В СССР наибольшее распространение грузовые троллебусы получили в 60-80-х годах. 

В настоящее время массово не используются. Сохранившиеся машины в большинстве случаев используются как тягачи для буксировки неисправных троллейбусов в депо, но есть и исключения: например, в Москве КТГ работают в основном по прямому назначению. КТГ работают во многих троллейбусных системах бывшего СССР. Машины (на ходу) есть в следующих городах: 
Москва - 19; 
Санкт-Петербург - 5; 
Самара - 5; 
Орёл - 4; 
Ростов-на-Дону- 1; 
Саратов - 1; 
Минск - 1; 
Одесса - 1.

Производители троллейбусов.

Trolza


ЛиАЗ


Белкоммунмаш


ЛАЗ


Solaris


Skoda


В настоящее время в СНГ эксплуатируются троллейбусы, выпущенные в России, Белоруссии, Казахстане, Украине, а также в Чехии, Польше и в Венгрии. 

ОАО «Башкирский троллейбусный завод» (БТЗ), г. Уфа


ОАО «Транс-Альфа» (Вологодский механический завод), г. Вологда


«Московский троллейбусный ремонтный завод» (МТрЗ) — филиал ГУП «Мосгортранс», г. Москва


ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» (ПТМЗ), г. Санкт-Петербург


ОАО «Тушинский машиностроительный завод» (ТМЗ), г. Москва


ЗАО «Волгоградский завод транспортного машиностроения» (ВЗТМ), г. Волгоград


МАЗ


Богдан «Луцкий автомобильный завод» (ЛуАЗ), Луцк


«Киевский завод „АВИАНТ”», г. Киев


«Южный машиностроительный завод» (ЮМЗ), г. Днепропетровск


«Алматыэлектротранс-Сервис», г. Алма-Ата


Ikarus