суббота, 5 декабря 2015 г.

Москва: Самой возвратной вагоновожатой - 70 лет


Мадам Саган празднует деликатный юбилей. Ей — 70. Но не торопитесь упрекать автора в безграмотности: дескать, популярная французская писательница тихо скончалась в нормандском городке Онфлер 11 лет назад. Прекрасный юбилей празднует старейший московский водитель трамвая. Пассажиры дарят любимой Зое Ивановне цветы, а коллеги готовы носить на руках.

Трамвай нынче — почти раритет, этакий старичок, который только тормозит движение, мешая проехать более быстрым и современным машинам. Однако при всей этой медлительности и неповоротливости, согласитесь, есть в трамвае что-то особенное — неповторимая акустика, ведь он ходит по рельсам и потому похож на поезд. Ностальгия по прошлому, потому что они были в детстве, когда каждая случайная поездка казалась праздником...

Зоя Ивановна Саган напоминает мне такой милый, уходящий в прошлое трамвайчик — уникальная женщина. Она — самый возрастной водитель трамвая в Москве.

— Движение — это жизнь, таков мой девиз, — бодро заявляет мне Зоя Ивановна. Несмотря на возраст, в ее глазах горят живые огоньки, а движения быстры и энергичны. — Я люблю все новое, люблю гулять по столице, знакомиться с новыми людьми. Мне очень нравится Москва ранним летним утром. Когда я выезжаю в первый рейс, на улице уже светает, но город еще спит. Это особенное состояние спокойствия и умиротворения.

Зоя Ивановна работает в трамвайном депо им. Баумана чуть более 20 лет. Сама она родом из Ярославля, в свое время уехала за любимым на Украину, в Киев. Там она работала заведующей библиотекой. Однако судьба изменила планы — в 1994 году женщина приехала в Москву и с тех пор крутит баранку. Поработать за это время пришлось на нескольких маршрутах — раньше в основном водила 17-й трамвай, теперь чаще всего ее можно встретить на 11-м, он идет от Останкина через Преображенскую площадь в Измайлово.


— А пассажиры вас, наверное, уже узнают за столько-то лет?

— Знают, конечно, здороваются, — рассмеялась Зоя Ивановна. — Многие, увидев меня, по привычке садятся в трамвай, даже на маршрутные указатели не смотрят. Бывает, когда меня с одного маршрута на другой пересаживают, некоторые по инерции заходят в салон, а потом меня спрашивают: «Почему это мы в другую сторону едем?»

За годы работы чего с женщиной только не случалось! Были и аварии (к счастью, ни одной серьезной), и веселые приключения с пассажирами.

— Не так давно был случай на Краснобогатырской улице, — вспоминает Саган. — Тогда водитель грузовика, пытаясь обогнать какой-то автомобиль, не рассчитал свои габариты и снес мне зеркало. Так автомобилист догнал грузовик, остановил и заставил зарегистрировать ДТП. Спасибо ему большое, иначе мне самой пришлось бы платить за зеркало.

А как-то раз Зое Ивановне пассажиры подарили цветы и торт.

— Я ехала последним рейсом, было около часу ночи, — вспоминает с улыбкой водитель. — В Останкине зашла шумная компания — трое парней и две девушки. У одной из них был день рождения. В салоне больше никого не было, и я решила их поздравить — в микрофон спела им песню.

Вообще, по словам Зои Ивановны, делать такое, конечно, запрещено. Но уж больно хотелось доставить радость молодым. А ребята, как оказалось, тоже очень растрогались и подарили водителю букет цветов и торт, которые везли с собой.

Еще меня очень волновал вопрос: как же Зоя Ивановна в таком возрасте все-таки водит транспорт?

— Не подводит ли вас здоровье? Зрение, в конце концов?

Как оказалось, пенсионерка ни на что не жалуется и вообще практически не болеет.

— Зрение у меня единица, читаю без очков. Давление тоже в норме, — похвасталась Саган. — Так что медкомиссию я всегда прохожу без проблем. Из болезней у меня только разве что простуда и ангина бывают.

— Вы раньше спортом занимались?

— Занималась. Я и плавала, и бегала, и на коньках каталась. Еще на танцы ходила и акробатикой занималась.

В подтверждение своих слов Зоя Ивановна соскочила со стула, наклонилась и спокойно, без усилий достала ладонями до пола.

— Вот видите, какая гибкость. Все с детства заложено. А сейчас я, конечно, за собой слежу. Зарядкой занимаюсь. Вес контролирую. Вот в отпуске 3 килограмма лишних набрала, буду теперь сбрасывать. Кстати, когда я в транспорте еду, всегда стою, на сиденье не сажусь. Пусть молодые сидят.

Уже после нашего интервью, когда Зоя Ивановна готовилась к рейсу, я еще раз подивилась ее прыти. Эта маленькая пожилая женщина всего за несколько минут успела переодеться, установить в салоне трамвая валидатор для оплаты проезда и проверить в кабине всю технику. «Поехали!» — громко крикнула она работникам депо, помахав рукой, закрыла двери, и мы тронулись.

...Однако после юбилея Зоя Ивановна все же хочет уйти с любимой работы, несмотря на то что коллектив очень доволен столь опытным и позитивным сотрудником. Просто, как говорит сама Саган, хочется уже отдохнуть и уделить время себе.

— День рождения у меня 2 декабря. На работе отпразднуем, принесу тортик, конфет, чаю попьем, — жизнерадостно улыбается она. — А потом буду отдыхать. Куплю участок земли в любимом Ярославле. Сын будет приезжать в гости. А я стану качаться в гамаке и выращивать цветы.

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ЖИЗНИ САГАН:
  • Всегда быть в движении — развиваться, знакомиться с людьми.
  • Обязательно заниматься спортом, хотя бы зарядкой по утрам.
  • Быть позитивной и не унывать даже в трудных ситуациях.
  • Верить в судьбу и в свою удачу.
  • Беречь природу, окружающую нас.

Наталья Баженова

Комментариев нет:

Отправить комментарий