воскресенье, 20 декабря 2015 г.

Архангельск: Автобусные беды


В Архангельске будет разработан реальный план действий по улучшению качества пассажирских перевозок

В мэрии Архангельска состоялось совещание по вопросу выполнения мероприятий, предусмотренных трёхсторонним соглашением между правительством области, мэрией Архангельска и Ассоциацией перевозчиков, согласно которому повышение тарифа на перевозки должно было полечь за собой улучшение качества обслуживания пассажиров.

— Подписанное в начале года соглашение определяло, что должно измениться в сфере пассажирских перевозок в Архангельске. К сожалению, качественных изменений мы не наблюдаем: ни горожане, ни городские, ни областные власти. Поэтому наша задача — понять причины сложившейся ситуации и обозначить шаги, которые позволят её разрешить, — отметил глава Архангельска Игорь Годзиш.

До недавнего времени федеральное законодательство в сфере перевозок чётко не определяло правила организации и регулирования транспортной отрасли. Например, ни в одном из действующих федеральных нормативно-правовых актов не была установлена ответственность за работу на маршруте без договора с муниципалитетом. Любой перевозчик мог получить лицензию, зарегистрироваться в налоговом органе и ездить по городу. При этом он не заключал договор с мэрией, не принимал участие в конкурсе, но с точки зрения закона претензий к нему не могло быть. С начала следующего года ситуация изменится — соответствующий закон «Об организации транспортного сообщения» был принят Государственной думой.

Пока же закон в силу не вступил, привести в порядок пассажирские перевозки должно было трёхстороннее соглашение между правительством области, мэрией Архангельска и Ассоциацией автотранспортников, подписанное в феврале этого года. Его ключевыми условиями является сохранение льготного проезда отдельным категориям горожан, а также улучшение качества обслуживания и обновление автопарка перевозчиков при условии повышения стоимости проезда с 18-ти до 21 рубля.

Как отметил министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов, министерство проводит регулярный мониторинг исполнения условий соглашения.

— Мы видим, что перевозчики, входящие в Ассоциацию, продолжают эксплуатировать автобусы марки ПАЗ. Хотя в соглашении были указаны конкретные сроки перехода на новые автобусы. В ответ — масса отговорок, — подчеркнул Вадим Кривов.

Как сообщили в пресс-службе мэрии, муниципалитет же свои обязательства исполняет в полном объёме, дотируя из городской казны перевозчиков, использующих автобусы большого класса, а также автобусные маршруты на островных территориях. Это обходится городу в 54 млн рублей в год. Кроме того, в столице Поморья сохраняются все ранее введённые льготы для ветеранов и пенсионеров по бесплатному проезду на городских автобусах. Этой льготой в полном объёме пользуются участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также все горожане 70-ти лет и старше. Расходы (более 80 млн рублей) берёт на себя городской бюджет.

— В Архангельске только правом на бесплатный проезд для горожан в возрасте от 70 лет и старше пользуется 21 тысяча человек. За год они совершают порядка 3,6 млн поездок. При этом у нас были обозначены в дополнительном соглашении с первозчиками как электронный проездной билет, так и низкопольные автобусы. Что касается качества предоставления услуги, то горожане жалуются на многочисленные нарушения графиков движения. В утренние часы в автобусах постоянно давка, вечером на окраинных территориях автобусы просто не выходят на маршруты, — говорит директор департамента городского хозяйства Владимир Плюснин.

И если к внедрению электронных проездных автотранспортники в принципе готовы, то к запуску комфортабельных автобусов есть вопросы.

— Все положения Соглашения в полном объёме исполняются в части перевозки льготной категории пассажиров пока только муниципальными предприятиями. По вопросу использования больших автобусов: в автопарке муниципального предприятия находятся 46 единиц. Их эксплуатация показывает очень высокую убыточность. Все частные перевозчики, приобретавшие автобусы большой вместимости в Архангельске, при действующем тарифе и отсутствии дотаций были вынуждены от них отказаться, — отметил директор МУП «АПАП-1» и МУП «АПАП-2», председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области Александр Ситков. — Окупаемость больших автобусов в нашем городе возможна только при условии решения проблемы с нелегальными перевозчиками. Мы надеемся, что новый федеральный закон даст механизмы борьбы с существующим беспределом на маршрутах. Тогда можно будет организовать прибыльную работу автобусов большой вместимости. Что же касается внедрения электронных проездных, мы к этому готовы, хотя процедура связана с определёнными неудобствами для перевозчиков.

Внедрению автобусов большой вместимости, по мнению автоперевозчиков, пока препятствует и городская инфраструктура.

— Не надо ругать ПАЗик, потому что ориентироваться в нынешних экономических условиях на импортную технику экономически нецелесообразно. Есть автобусы марки ПАЗ класса повышенной комфортности, и он нисколько не хуже иностранных аналогов. Кроме того, ни остановки общественного транспорта, ни разворотные площадки, к сожалению, не готовы к автобусам большой вместимости. Даже наши «сельские ПАЗики» не могут на них развернуться. Взять хотя бы улицу Кедрова, где конечная у множества маршрутов, — обратила внимание присутствующих на проблему директор ООО «ТЦ Автотехтранс», член региональной Ассоциации автотранспортников Светлана Антушева.

Ещё одним серьёзным препятствием для улучшения качества обслуживания горожан на городском пассажирском транспорте является острая кадровая проблема.

— У нас 50-процентная нехватка водителей и кондукторов. И набрать новых специалистов мы не можем. Поэтому часто не можем и дисциплинарно наказать за хамство или курение, люди просто уволятся, а автобусы в итоге не выйдут на маршруты, — посетовала Светлана Антушева.
Эту информацию подтвердила и.о. министра труда, занятости и социального развития Архангельской области Светлана Скоморохова.

— Сегодня в Архангельске численность безработных составляет 1541 человек, вакансий водителей категории Д — 286. Но из числа безработных, которые имеют данную профессию, трудоустроиться либо мешает состояние здоровья, либо низкая заработная плата. Ежегодно мы организуем обучение специальности, но эти курсы мало востребованы. В этом году нами были обучены только 20 человек по всей области. Средняя стоимость обучения составляет 24 тысячи рублей, поэтому если бы организации, нуждающиеся в кадрах, пошли нам навстречу и в рамках софинансирования учили будущих сотрудников, мы бы смогли обучить большее количество, — подчеркнула Светлана Скоморохова.

И если вопрос с кадрами может быть решён, то к созданию привлекательных условий труда может подключиться муниципалитет.

— Необходимо предусмотреть участие мэрии в создании условий для персонала на конечных остановках. Сейчас водителям элементарно негде поесть, отдохнуть после рейса, — поставил задачу Игорь Годзиш.

Сделать все маршруты прибыльными даже при условии использования низкопольных автобусов можно уже сегодня — уверен представитель САФУ Михаил Марушкей.

— Наш университет провёл масштабное исследование транспортных потоков. В частности, выяснилось, что есть маршруты, которые проходят через весь город. Такого нет ни в одном мегаполисе. Крупный городской автобус в принципе для такого не предназначен. Кроме того, у нас слишком много дублирующих маршрутов. Только по Троицкому проспекту проходит 26 маршрутов. Чтобы автобусы большой вместимости были рентабельны, необходимо строго соблюдать график движения. Не как сейчас, когда я стою на остановке и выбираю автобус, а через 5 минут. Но один автобус. А следующий подходит ещё через 5 минут. Наш университет готов подключиться к работе по разработке новых маршрутов движения общественного транспорта, — предложил представитель САФУ.

У автоперевозчиков много вопросов по поводу методики расчёта тарифов, а также требований, которые устанавливаются муниципальными контрактами. В частности, это коснулось привлечения к работе на уже выигранных по конкурсу маршрутах субподрядчиков. В адрес департамента городского хозяйства и муниципальных предприятий АПАП-1-2, прозвучало много критических замечаний по тому, как фактически распределяются маршруты, и кто в итоге на них работает.

По итогам полуторачасового обсуждения Игорь Годзиш поручил создать специальную рабочую группу, которая будет тщательно прорабатывать реальный план действий по улучшению качества пассажирских перевозок в Архангельске.

— В рабочую группу помимо специалистов областного правительства и мэрии, Ассоциации и независимых автоперевозчиков, необходимо пригласить сотрудников САФУ. И на её основе начать диалог по оптимизации пассажирского движения в городе и по рассмотрению вопросов внедрения электронного проездного билета. Первое заседание должно состояться сразу после новогодних каникул, — поставил задачу по итогам совещания глава Архангельска.

Кроме того, Игорь Годзиш дал поручение временно приостановить проведение конкурсов по отбору организаций, осуществляющих перевозки на внутригородских маршрутах. В Положение, регулирующее их проведение, необходимо внести изменения, обусловленные новым областным законом.