суббота, 12 декабря 2015 г.

Транспорт Будапешта

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
02.03.2013

Ознакомимся с транспортной системой венгерской столицы. Вообще транспорт в Будапеште (как и в любом приличном европейском городе) отличается от того, к чему мы привыкли. Во-первых, здесь нет такого уродливого явления, как маршрутка (ужас всех иностранцев). Во-вторых, общественный транспорт здесь ходит всегда почти пустой. В-третьих, здесь много трамваев (а у нас трамвайные маршруты сокращаются). В Будапеште есть метрополитен, а также трамваи, троллейбусы, автобусы, зубчатая железная дорога и пригородная электричка.

Проспект Андраши в Будапеште. Здесь есть светофоры не только для машин, но и для велосипедов.

Начнем с метро. Сразу хочется отметить тот факт, что будапештское метро Földalatti («подземка») - самое старое электричкое метро на континенте. Открыто оно было в 1896 году к тысячелетию Обретения венграми родины. Первая линия проходила (и сейчас проходит) под центральным и самым фешенебельным проспектом Будапешта – Андраши.

Первой линии будапештского метро уже 115 лет.

На метро в современном понимании эта линия похожа не совсем. Во-первых, она очень неглубокая. Глубина такая же, как в наших простых подземных переходах. Т.е. спускаешься в неглубокий переход, а дальше никуда на станцию спускаться не нужно – прямо в этом «переходе» ездит поезд (строилось это метро методом рытья канавы посреди проспекта Андраши, после укладки рельсов канаву заложили плитами). Во-вторых, расстояния между станциями очень короткие – едешь не больше минуты. В-третьих, платформы маленькие, а поезд состоит из трех веселых желтых вагончиков, стилизованных под старину. Перед остановкой и перед отправкой поезда звучит короткий такой мажорный сигнал (тоже «как в старину»). Ну, в общем, все, чтобы вы почувствовали себя на этой линии метро как в музее. Кстати, на каждой станции есть историческая мини-экспозиция с фотографиями времен начала будапештского метро. И все старинные станции оформлены одинаково – скромно, в стиле модерн.

На старой линии метро все станции оформлены в одном стиле. Так выглядят вывески с названиями станций.

Всего же в Будапеште три линии метро, которые пересекаются на одной станции – Deak ter. Две новые линии – уже советские. Простые и мрачные. Вагоны там тоже советские, причем в ТАКОМ состоянии!!! У нас такие вагоны давно уже списали. Глядя на них, веришь, что будапештское метро – убыточно.


Эти две линии – глубокие (сравнительно), а на эскалаторах там дует просто жуткий ветер! И этих ужасных тяжелых стеклянных дверей, как у нас, при входе на станцию нет. (Возможно отсутствие этих дверей и ветер на эскалаторах – взаимосвязанные вещи?) Еще одно отличие будапештского метро от киевского – отсутствие в переходах лотков, ларьков, толп, стаек курящих и т.д. Но при этом нет и архитектурных излишеств – интерьер будапештского метро убог до безобразия.

Имперское метро Будапешта. Несколько ступенек вниз - и вы уже на платформе.

Советское метро Будапешта. Эскалаторы украшают такие "самолетные турбины".

Теперь о самом интересном – оплате проезда. Кардинальное отличие будапештского метро от нашего – отсутствие турникетов. Здесь проезд – по билетам. Итак, вы должны купить билет, который продается в вестибюле станции метро: либо в автомате, либо в кассе, либо у тетеньки за столиком. Перед спуском по эскалатору на станцию (или перед входом на платформу на старой линии) вы компостируете билет в специальном валидаторе. Он отгрызает от билета кусочек (на каждой станции – с разных сторон билета) и проставляет дату и время (билет действителен один час с начала поездки). Так что проехать по вчерашнему билету вы не можете. Точнее, можете. Можете вообще без билета. Но в метро есть такая категория людей, как контролеры. Они стоят и на входе, и на выходе. Это группа из трех крепких дядек (иногда двух дядек и одной тетки) свирепого вида. Где-то в одном случае из трех они попросят вас показать билет. Также контролеры ходят по вагонам и проверяют наличие билетов (мы таких видели один раз). По теории вероятности контролеры могут не проверить у вас билет вообще ни разу, и вы будете ездить вообще бесплатно. (Кстати, мы выходили на станции Mexicoi utпосле 22.00, так контролеров на выходе уже не было – спать, наверное, пошли). Да, это все теоретически. Ну, а если вы попадетесь (что вероятно), то придется платить штраф 35 евро.

Стоимость разового билета Single ticket (Vonaljegy) – 320 форинтов. Это приблизительно 11 гривен. Да, дороговато. Вы можете также купить билет на проезд в метро на 3 станции Metro section ticket (Metro szakszjegy) за 260 форинтов и у вас проверят на выходе на какой станции вы сели (по месту «надгрыза» билета валидатором). А вот мы, дабы сэкономить на проезде и целый день кататься на общественном транспорте по городу (здесь действует один билет на все виды транспорта, включая метро), купили так называемую One day travel card (Napijegy). Это билет, по которому можно ездить сутки на всех видах транспорта, начиная с моменте покупки (например, если вы купили билет в 10.00 сегодня, то катайтесь до 10.00 завтрашнего дня). Стоит он 1550 форинтов. Это не мало, но, учитывая что мы проехали по нему 17 раз, то окупил он себя с лихвой. Компостировать его не нужно.

Так выглядят билеты для проезда в общественном транспорте Будапешта. Оранжевый - разовый билет за 320 форинтов, белый - билет не проезд в метро на три станции за 260 форинтов.

Есть еще книжечки по десять билетов, которые стоят дешевле, чем десять билетов отдельно (нужно возить с собой всю книжечку и компостировать билеты, не вырывая их, пока не используете последний билет). Также есть проездные на три дня, на неделю и на месяц. Но нас они не интересовали, т.к. провели мы в Будапеште всего два дня.

Теперь давайте ознакомимся с другими видами транспорта. 

Трамвай


Трамвайные линии Будапешта считаются самыми загруженными в мире. Первая уличная железная дорога появилась в Будапешта 30 июня 1866 года, а первый электрический трамвай — в 1887 году. Интервалы движения трамваев составляют не более 10 минут, а в час пик трамваи отходят от остановки буквально каждую минуту. Именно в Будапеште можно увидеть самые длинные трамваи в мире.



На большинстве линий используются трамваи Ganz KCSV7, венгерского производства. Выпускались с 1967 по 1978. Эти трамваи можно видеть в старых "советских" фотоальбомах Будапешта. Эта модель и сейчас в строю, в довольно неплохом состоянии после модернизации. Среди прочего, именно эта модель ездить вдоль Дуная по обе его стороны.


Остановки имеют подъем, чтобы в трамвай было легко входить, хотя старые Ganz все равно имеют 2 высокие ступеньки и пользоваться ими не очень удобно.


Знаменитый Siemens Combino Supra, низкопольный и бесшумный трамвай. Первые составы были поставлены в Будапешт в 2006 году и с 2007 года по улицам города ездит 40 составов. Будапештская комплектация держатель мирового рекорда среди пассажирских трамваев - длинна состава 54 метра! 8 дверей, 6 секций.


Это почти как метро. А строительство такого трамвая в разы дешевле метрополитена.


На остановке двери могут не открыться, поэтому нужно нажать кнопочку над дверью. Есть кнопочка также и снаружи вагона. Так что если вы, например, пришли на конечную остановку трамвая, двери в нем закрыты, а водителя нет, то нажимайте кнопочку – дверца и откроется. 

Автобус


Сетью общественного транспорта в Будапеште управляет компания BKV. Всего в городе имеется более 200 автобусных маршрутов, 15 троллейбусных и 30 трамвайных. Автобусы, трамваи и троллейбусы обычно ходят с 4:30 до 23:00. Расписание движения автобусов, трамваев и троллейбусов находится на каждой остановке общественного транспорта, который в Будапеште весьма пунктуален. 

Первые рейсовые автобусы в Будапеште появились 1 марта 1915 года. Сегодня основные автобусные маршруты обозначены только цифрами, без букв. Такие автобусы останавливаются на всех остановках маршрута. Дополнительные рейсы маркированы буквой «А» после номера. Подобные рейсы не постоянны, они организовываются тогда, когда необходимо разгрузить основные маршруты. Существуют также автобусы-экспрессы, которые останавливаются только на главных остановках основного маршрута. Такие автобусы помечены буквой «Е» после номера рейса.


Что касается оплаты проезда, то весь общественный транспорт Будапешта (включая метро) оплачивается одним и тем же билетом, и, соответственно, стоимость проезда везде одинаковая. Билет нужно компостировать, причем на нем выбивается дата и время. Так что махинации с оплатой проезда исключены. Этим же билетом можно оплатить проезд в пригородной электричке (HEV), пока она едет по городу. (Для автобусов, троллейбусов и трамваев актуальна та же информация об оплате и стоимости проезда, которую я писала выше относительно метро). В транспорте, естественно, нет никаких теток-кондукторов, поэтому о покупке билета позаботьтесь заранее. (Продаются они в основном в метро.) 

Троллейбус


Первый троллейбус появился в общественном транспорте Будапешта 16 декабря 1933 года. С тех пор троллейбусная сеть в городе постоянно развивалась, сегодня она охватывает всю территорию Пешта. 

В Будапеште 13 троллейбусных маршрутов, которые появились в городе после Второй мировой войны. Троллейбусы Будапешту подарил Советский Союз в год семидесятилетия со дня рождения Сталина, и поэтому все номера троллейбусов в Будапеште начинаются с «7». 

Старые советские троллейбусы (уже совершенно ржавые) все еще попадаются на улицах города, но их постепенно заменяют новыми моделями. 

Железная дорога


Железнодорожные перевозки осуществляются, в основном, компанией Венгерские государственные железные дороги (MÁV). По большей части железная дорога является междугородним и международным транспортом, но в пределах Будапешта имеется несколько остановок ж/д транспорта, поэтому поезд также может быть использован как городской.


HÉV (Helyiérdekű Vasút — пригородный поезд) — поезда пригородного сообщения в Будапеште, или пригородные электрички. Система HÉV управляется компанией городского общественного транспорта BKV и состоит из четырёх железнодорожных линий, соединяющих центр Будапешта с пригородами. Всего в системе 81 станция. На будайской стороне зеленые поезда HEV следуют от станции метро Batthyány tér до Обуды и Аквинкума, а также в город Сентендре. В Пеште пригородные электрички идут от станции Örs vezér tér (восточная часть Пешта) в сторону пригорода Гёдёллё. Две линии HEV следуют в южном направлении — одна от Boráros tér до города Чепел (Csepel), другая от Közvágóhíd до городов Байа (Baja) и Кечкемет (Kecskemét). 

Линии в Сентендре и Гёдёллё на начальных станциях имеют пересадку на одноимённые станции линии метро. В черте Будапешта для проезда на HÉV действительны билеты будапештского наземного транспорта, при поездках в пригороды необходимо приобретать отдельный билет.

Зубчатая железная дорога


В Будапеште есть одна линия так называемой зубчатой железной дороги (Fogaskerekű vasút), созданная в 1870-х годах, — особого вида железнодорожного полотна, отличающийся от обычного наличием зубчатой рейки (рельса). Зубчатый рельс проложен посередине между двумя обычными рельсами, а вагоны таких дорог оборудованы зубчатым колесом. Подобное ж/д полотно прокладывается обычно в местах с большими подъёмами. Так, в Будапеште зубчатая дорога, называемая ещё «трамвайной линией № 60», проложена от Moszkva tér вверх к Будайским холмам.

Детская железная дорога


В Будапеште расположена детская железная дорога, построенная в 1948 году. Эта узкоколейная железная дорога, называемая до 1990 года «Пионерской железной дорогой» (Úttörővasút), была сооружена для ознакомления детей с железнодорожными специальностями. Всего на дороге 9 станций, к одной из конечных подходит трамвай № 61, к одной из промежуточных — канатная дорога, а к другой конечной — зубчатая железная дорога. На главной станции (Hűvösvölgy) находится Музей детской железной дороги. Местные жители и туристы пользуются Детской железной дорогой как полноценным видом общественного транспорта. 

Фуникулёр


Фуникулёр Будайского замка в Будапеште называется «Шикло» (Budavári Sikló), и поднимается от площади Адама Кларка у Цепного моста до Будайской крепости. Длина пути — 100 м. Перепад высот — 48 м. Фуникулёр был построен по инициативе графа Сечени в 1870 году. Изначально вагоны приводились в движение паровым двигателем. Фуникулёр сильно пострадал во время II мировой войны, около 40 лет не работал, но во второй половине 80-х годов XX века был восстановлен по оригинальным планам. 

Фуникулёр сегодня — известная городская достопримечательность, во время поездки туристам открываются потрясающие виды Дуная. В холодную, ветреную или дождливую погоду этот способ передвижения гораздо комфортнее пешего подъема к замку 

Фуникулёр работает с 7:30 до 22:00 ежедневно с интервалом 5–10 минут. Закрыто по нечетным понедельникам каждого месяца на техническое обслуживание. Стоимость билетов: взрослый 900 форинтов, детский 550 форинтов.
 
Водный транспорт


Через Будапешт протекает Дунай — одна из главных водных артерий Европы. По реке осуществляется навигация. Поскольку дворцы, церкви, интересные здания и парки Будапешта обращены парадными фасадами к Дунаю, водная прогулка по реке становится обязательным пунктом в экскурсионной программе гостей города. 

C июля 2012 гола в Будапеште насчитывается три линии, которые обслуживают маршруты от Kopaszi-gát в Южной Буде и Haller utca (юго-западный Пешт) до Rómaifürdő (Северная Буда) or Árpád út (Северный Пешт). Суда курсируют с 6 утра до 8 вечера, совершая по 8-10 остановок. Билеты стоят 400 форинтов. По будням действуют проездные BKV.