вторник, 19 января 2016 г.

Городской общественный транспорт в Словакии

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
30.05.2013

На словацком языке городской общественный транспорт называется «mestská hromadná doprava», но чаще используют сокращённое название — «MHD». Например, в объявлениях об аренде квартир или в описании отеля вы можете увидеть фразу вроде «MHD — в 200м», т.е. остановка — совсем рядом. Общественный транспорт в городах состоит из разветвленной трамвайной сети, автобусов и троллейбусов. 

Остановки и таблички на остановках.


Остановки бывают крытые и открытые. Но вне зависимости от этого там всегда есть расписание движения для всех маршрутов, проходящих через остановку. Одна такая табличка сохраняет уйму времени и нервов. 

Что из него можно узнать? 
  • Координаты перевозчика — в самой верхней строке. 
  • Название этой остановки («Hálova»), название конечной остановки («Autobusová stanica») и номер маршрута («88») — чуть ниже, самым крупным шрифтом. 
  • Направление движения, список всех остановок маршрута и положение данной остановки на маршруте — в левой колонке, там где стрелочка вниз, стрелочка начинается от текущей остановки. 
  • Остановки, помеченные буквой «z» — это остановки по требованию («na znamenie»). О них — ниже. 
  • Время в пути от данной остановки до КАЖДОЙ из последующих (почему это важно — объясню позже) — в той же левой колонке, слева от стрелки. Например, от этой остановки до остановки «Bulíkova» — 7 минут. 
  • Время, когда транспорт проходит через данную остановку в каждый из часов — справа. В верхней части — расписание для рабочих дней, в нижней — для выходных и праздников. Например, посмотрите третью строку в верхнем блоке, она говорит, что автобус после пяти утра будет в 05:01, 05:14, 05:26, 05:38, 05:50. Обязательно учитывайте день недели: некоторые автобусы в выходные дни вообще не ходят, поэтому правильно выбирайте расписание: нижнее — для выходных и праздников. 
  • Вид автобуса/троллейбуса для каждого рейса: обычный или с низкой осадкой, для удобства инвалидов — пометка-закорючка, похожая на знак «&» возле времени прибытия (в правой колонке). 
Иногда бывает также дополнительный блок, который описывает движение автобуса в дни школьных каникул (если на данном маршруте много школьников, то расписание транспорта подстраивается под нагрузку). 

Учитывайте, что все маршруты с буквой «N» перед номером — это ночные маршруты. 

Кроме этого, на крытых остановках также есть дополнительная информация, в т.ч. о предстоящих изменениях в расписании и т.п. Расписания есть на всех остановках, мы его видели даже на остановке в Старых Горах, где пригородный автобус проходит всего несколько раз в день. 

Билеты, они же «изденки».


Изденка (Jízdenka) — это билет на проезд, в данном случае — на городской общественный транспорт. Имеют определённое время действия. Наиболее часто употребимые — это 15-минутные и 60-минутные, но есть также и 24-часовые, 3-дневные, 7-дневные (особенно удобны для туристов) и месячные проездные для тех, кто ездит постоянно (они потом продляются). Ещё есть комбинированные. 

На фото 15-минутный билет (используется и для собак). 

Билет — один на все виды общественного городского транспорта, по нему можно ехать хоть на автобусе, хоть на троллейбусе, хоть на трамвае. 

При посадке билет нужно обязательно отметить: всунуть его стрелочкой вперёд в щель специального аппарата у входа, и она пропечатает на краю билета время первой посадки.


Самый дешёвый, «базовый» («základný») билет — 15-минутный, он «neprestupný», т.е. беспересадочный. Но если у вас не «базовый», а более дорогой билет, то можно использовать какие угодно комбинации MHD, т.е., например, сесть на автобус, проехать несколько остановок, пересесть на другой автобус, потом выйти и сесть в трамвай, а потом ещё и на троллейбус — главное, чтобы от момента первого входа (и отметки билета) до момента последнего выхода прошло не более того времени, на какое куплен билет. 60-минутные в выходные дни действуют 90 минут. 

Купить изденки можно как в киосках с прессой (там продаются билеты фабричного производства), так и в автоматах по продаже билетов — там билет печатается прямо при вас, но автомат принимает только монеты (не работает с купюрами)! Если у вас нет проездного, всегда нужно иметь запас билетиков, т.к. не на всех остановках есть автоматы, а водитель на маршруте билеты НЕ продаёт, чтобы не отвлекаться от управления. 

Можно также купить SMS-билет на 70 минут за 1€ — отослать SMS на номер 1100. Покупать его надо за несколько минут до прихода транспорта, потому что ответная SMS с кодом приходит не сразу, а через 2-3 минуты, но по правилам использования, вход в транспорт должен производиться с уже полученным электронным билетом. Ещё важный момент: я не знаю, будет ли работать этот сервис с SIM-картами из других стран! Кроме того, есть SMS-билет на 24 часа. 

Цены на билеты — разные в разных городах. Кроме того, один и тот же вид билета имеет разную стоимость: он может быть со скидкой (за пол-цены, для льготников) или обычный. На момент написания публикации минимальный 15-минутный стоит 0,70€, а 60-минутный — 0,90€. 

Для туристов: если Вы купили Братиславскую City Card, то на время действия карты получаете не только скидки в музеях и ресторанах, но и бесплатный проезд в MHD Братиславы с 4:30 до 23:00! 

Автобусы.


Все автобусы, которые работают на городских маршрутах, можно условно разделить на «старые», «нормальные» и «новые». «Старые» — не значит разваливающиеся, 1970-го года выпуска, нет. Просто там неудобный салон (примерно как в городских «Икарусах», если кто застал), и главный (для меня лично) минус — высокий уровень шума. Но в любом случае — они нормального размера («маршрутки» ходят только там где и в самом деле нужны маленькие автобусы, например, в районе Славина), дырок в полу нет, щелей между дверью и стенкой тоже нет, не ободранные (дырки в полу я наблюдал в Одессе). Вот, посмотрите, слева — «новый» автобус, справа — «нормальный».

Старых автобусов не так и много. Но и новых, комфортных, с кондиционированием — пока что тоже немного. 

По городу большинство автобусов — «гармошки». Все пригородные и междугородние автобусы — современные.


Ходят автобусы строго по расписанию, хотя и могут быть опоздания на 2-3 минуты. Никаких остановок вроде «остановите здеся» не бывает. 

Да, насчёт пассажиров… Места — уступают. Но даже если есть свободные места, никто не бросается садиться — едут стоя, причём не только молодёжь, но и люди более старшего возраста. Возможно, потому что расстояния небольшие. 

Все «новые» автобусы — низкопольные, со специальными накопительными площадками для инвалидов и колясок напротив второй и третьей двери, если это «гармошка», или второй двери, если «обычный» автобус. Инвалидные коляски можно закрепить специальными ремнями, чтобы во время движения транспорта они не двигались. Кроме того, вдоль стены есть откидные сидения: удобно для человека, сопровождающего инвалида, а если никто не зашёл с коляской, можно просто создать дополнительные сидячие места. Вот так примерно выглядит салон, если войти во вторую дверь и посмотреть назад.


Вот так выглядят «маршрутки» снаружи.


А вот так внутри.


В новых автобусах двери на остановках сами не открываются —это позволяет сократить их износ. На самой двери или возле неё есть кнопка или сенсор (чаще всего они подсвеченные) для открывания дверей, используйте их.


Чтобы автобус остановился на остановке по требованию («na znamenie»), надо подать водителю сигнал кнопкой "Остановка".


Во всех городских автобусах есть табло, которое показывает конечный пункт следования, «узловые» остановки, через которые проходит автобус и ближайшую остановку. Если следующая остановка по требованию — будет показано соответствующее предупреждение. 

В некоторых автобусах есть и телевизоры — показывают какие-то коротенькие ролики и рекламу, плюс бегущая строка с новостями. 

Трамвай.


Магистрат Братиславы… нет, не купил, а всего лишь взял в тестовое использование современный трамвай «Bombardier Flexity Outlook».

Братислава предоставляет полный простор для ностальгирования по трамваю: здесь ходят знакомые с детства трамваи ЧКД Татра, только узкоколейные (как во Львове) и несколько больше моделей. Слушая классический звук юза, издаваемый ими на поворотах, внезапно понимаешь, что венские и будапештские трамваи на кривых аналогичных радиусов почему-то таких звуков не издают и поневоле задаёшься вопросом, не изобрели ли где-то дифференциал для трамвайных колёсных пар.

по материалам