суббота, 23 января 2016 г.

Трамвай Краснодара


Краснодарская трамвайная система - крупнейшая и старейшая на юге России. Трамвай в кубанской столицу был пущен в 1900 г., раньше в России трамвайные пути и контактная подвеска появились только в Нижнем Новгороде, Казани, Курске, Орле, Казани, Астрахани. В Российской империи краснодарский трамвай стал семнадцатым. 

Дальнейшая история городской трамвайной системы довольно обычна для нашей страны - бурное развитие до революции и до Второй Мировой, дальнейшее, но уже не такое бурное развитие в 1950-е - 1980-е годы. Две особенности - во-первых, уже в 1914 г. заработала пригородная линия в соседнюю станицу Пашковская, благодаря чему краснодарский трамвай почти сразу же стал междугородним; во-вторых, городская трамвайная система пережила 1990-е и 2000-е без потерь, и даже с некоторыми приобретениями. Таких городов в стране единицы; большая их часть расположена на Урале. 

В 1999 г. была построена двухкилометровая ветка в северной части города. Недавно в очередной раз были озвучены планы строительства новых линий и превращение некоторых существующих линий в линии скоростного трамвая. Краснодарский трамвай не только хорошо сохранился, он ещё содержится в неплохом состоянии.

Сейчас длина линий краснодарского трамвая - около 63 км в двухпутном исчислении, это 12-е место в России.


Как видно, трамвайные линии охватывают весь город, соединяя между собой вокзал, центр города, крупнейшие спальные районы на востоке (Комсомольский) и на западе (Юбилейный). Троллейбус есть почти везде там же, где и трамвай (на параллельных улицах или дублирует), но маршрутная сеть построена таким образом, что два вида электротранспорта мирно сосуществуют.


Так, для транзитного движения через центр между западной и восточной частями города удобнее трамвай, для движения с запада на восток севернее центра - троллейбус. Пожалуй, единственной частью города, где господствует троллейбус, является северо-запад между железнодорожной станцией Краснодар II и Славянским (Солнечный, Фестивальный). В свою очередь, трамвай безраздельно господствует на северо-востоке Краснодара (восточнее Краснодара II).

Самая живописная часть сети - это центральная.




Узкие улочки, низкие дома, атмосфера станицы.




Восточнее центра главной трамвайной магистралью является улица Ставропольская, по проекту 2013 года эта линия должна стать одной из линий скоростного трамвая.



Этот район - один из немногих в Краснодаре, имеющих городской облик; не в последнюю очередь благодаря трамваю посреди относительно широкой улицы и паре площадей.



Северо-восточная часть города тоже имеет традиционно городской облик - пятиэтажки послевоенного времени.


Краснодарский трамвай не только неплохо сохранился, сама система поддерживается в очень неплохом состоянии. По ощущению, более 50% длины линий - на выделенном полотне, за пределами центра - почти все линии.






Пути на совмещённом полотне тоже, как правило, в неплохом состоянии.



При таком охвате и состоянии сети неудивительно, что городской трамвай пользуется популярностью.


Ежедневно трамваями в Краснодаре пользуются около 300 тысяч человек.
Подвижной состав - 226 трамваев.

Набор вагонов, которые можно увидеть в Краснодаре, вполне типичен для России.


Основная часть - всё ещё Татра Т3.


На втором месте - жестяные КТМ-5. Попадаются даже модернизированные.


Есть ещё немного КТМ-8 и КТМ-19.


В последнее время появились даже КТМ-23.