суббота, 13 февраля 2016 г.

Великий Новгород: История троллейбуса


Рассмотрим историю развития Новгородского троллейбуса.

1989 – прорабатывается идея осуществить строительство троллейбусного парка на 50 мест. Предполагалось, что электротранспорт – подходящее решение по оздоровлению экологической обстановки в городе с огромным количеством памятников истории и архитектуры. То есть троллейбусы должны были заменить часть городских автобусов.

1993 – начато строительство троллейбусных линий.

1995 – открыто троллейбусное движение. На линию вышли 3 новых троллейбуса марки ЗИУ-682Г борт 11-13 (в настоящее время работают) и 10 б/у троллейбусов марки ЗИУ-682Б 1981-85 гг. выпуска после капремонта на Вологодском механическом заводе (ВМЗ) борт. №№ 1-10 (из них списаны 3 единицы). Последние были закуплены в Вологде, часть сpедств на их пpиобpетение в сумме 700 млн. pуб. была выделена новгоpодскими пpедпpиятиями «Вече», «Агpобанк», «Акpон», «Алкон», «Hовгоpодский мясной двоp» , «ДСК» и «HТПК».

ЗиУ-682 борт. № 1 на маршруте №5, май 2004 года.


1 декабря 1995 года открыт троллейбусный маршрут № 1 «Троллейбусное депо — ПО “Элкон”» протяженностью 17 км. Этот маршрут до сих пор остаётся востребованным у новгородцев как связка между Западным и Северным районами города, поскольку в этом качестве он не дублируется никакими автобусами.



1997 – куплен 1 б/у троллейбус марки ЗИУ-682В после капремонта на ВМЗ, 1986 года выпуска борт. № 14 (до сих пор работает).




1998 – куплен 1 б/у троллейбус марки ЗИУ-682В после капремонта на ВМЗ, 1984 года выпуска борт. № 25 (работает).



12 июня 1998 года – открыт троллейбусный маршрут №2 «Вокзал – Троллейбусное депо» протяженностью 6,6 км.

18 августа 1998 г. – открыт троллейбусный маршрут №3 «Вокзал – ПО “Элкон”» протяженностью 7,1 км. Троллейбус пришёл на улицу Германа и на вокзал, а троллейбусная сеть города стала представлять собой три конечные, соединённые попарно всеми возможными способами.
Тогда же закончено строительство 4-й тяговой подстанции мощностью 2145 тыс. кВт.



1999 – куплены 10 новых троллейбусов марки Шкода 14ТрМ борт. №№ 15-24 (все работают) и 1 б/у троллейбус после капремонта на МТрЗ марки ЗИУ-9, 1984 год выпуска борт. № 26 (работает). К слову, до 90-х годов модели Шкода 14Тр в России не было вообще (при этом, например, на Украине она была распространена ещё с 80-х годов), затем её некоторое время собирал Вологодский механический завод, благодаря чему эти троллейбусы стали ездить в Вологде и Новгороде, которые до сих пор остаются уникальными в России городами по наличию данного типа подвижного состава.



2000 – проведена реконструкция контактной сети на ул. Нехинской и выполнен работниками предприятия монтаж контактной линии третьей очереди троллейбусного движения до Григорово. Куплены 5 б/у троллейбусов после капремонта в Москве марки ЗИУ-682В, 1986-87 годов выпуска борт. №№ 27-31 (1 из них, борт. № 28, списан).



Октябрь 2000 – открыт троллейбусный маршрут №4.
Май 2001 – открыт троллейбусный маршрут №5. Теперь новгородская троллейбусная сеть представляет собой уже не три, а четыре конечные остановки, соединённые попарно всеми возможными способами, кроме одного: отсутствует маршрут, соединяющий Григорово с проспектом Мира. И до сих пор у жителей Григорова нет беспересадочной (и вообще сколь-нибудь удобной) транспортной связи с Западным районом.




2001 — Куплены 2 новых троллейбуса марки ЗИУ-682Г 2001 г. выпуска борт. №№ 33-34 (в настоящее время списаны, т.к. вложений в капремонт не производилось) и 1 б/у троллейбус после капремонта ЗИУ-682В 1987 г.вып. борт. № 32 (работает).



2003 – на 1 января протяженность троллейбусных маршрутов составила 35,6 км. Куплены 2 новых троллейбуса марки ЗИУ-682Г борт. №№ 35-36, дата выпуска 01.02.03г. (работают) Это были последние новые троллейбусы, приобретённые новгородским троллейбусным депо общим количеством пять единиц (из которых две к настоящему времени списаны).



2004 – куплен 1 б/у троллейбус после капремонта марки ЗИУ-682В борт. № 37, 1989 года выпуска (работает).



2005 – куплены 2 б/у троллейбуса после капремонта марки ЗИУ-682В борт. №№ 38-39, 1995 года выпуска каждый (работают).



2007 – куплен 1 б/у троллейбус после капремонта марки ЗИУ-682В борт. № 40, 1995 года выпуска (работает).


На этом история обновления подвижного состава новгородского троллейбуса заканчивается. На настоящий момент в хозяйстве города насчитывается 34 рабочих троллейбуса.

С 2008 года в обновление троллейбусного транспорта городская власть, как учредитель транспортного предприятия, не вкладывалась.


С 2015 года «Автобусный парк» перешёл из города в областную собственность. Троллейбусы работают по 3 маршрутам, депо обслуживает порядка 140 работников из тысячи с лишним коллектива ОАО «Автобусный парк». Маршруты неполноценны хотя бы потому, что дублируются автобусами, соответственно, выручка троллейбусов от перевозки пассажиров на порядок ниже нормативной. Если новгородцы хотят сохранить троллейбусный транспорт, они должны быть готовы к пересмотру этого дублирования в маршрутах.

Новгородцы также вправе знать, что за 20-летнюю историю троллейбусного депо городом не были реализованы возможности пустить троллейбусы по ул. Кочетова, ул. Октябрьской, в Кречевицы и др. Открытый в тяжёлые для страны 90-е годы с незакольцованными маршрутами, отсутствием надлежащих вложений в текущий и капительный ремонт подвижного состава, троллейбусный участок продолжает действовать за счёт внутренних резервов и добросовестности работников ОАО «Автобусный парк». Руководством предприятия проведены переговоры с московскими компаниями по обновлению подстанций. Перспектива повысить экономичность электротранспорта потенциально позволит высвобождающиеся средства направить на его обновление, о чем генеральный директор ОАО «Автобусный парк» Иван Поступаленко также доложил Губернатору Новгородской области 26 января на совещании по вариантам обновления и автобусов, и троллейбусов областного транспортного предприятия.

Тем не менее, период 2008-2014 годов нельзя охарактеризовать, как период троллейбусного застоя хотя бы потому, что именно в 2008 году всем новгородским троллейбусам ЗиУ был проведён капитальный ремонт в Иваново. Для справки: капитальный ремонт в данном случае значит фактически изготовление нового троллейбуса с новым кузовом, салоном, электрооборудованием. В результате новгородские троллейбусы получили весьма хорошие и удобные салоны, благодаря чему иногородние любители транспорта в целом положительно отзываются о новгородской троллейбусной системе даже несмотря на её ЗиУшность. Капитальный ремонт троллейбусов явился одной из главных положительных страниц в истории новгородского троллейбусного движения.


Троллейбус ЗиУ-682 борт. № 3 после капитального ремонта в Иваново, май 2015 года. Помимо нового кузова и салона, этот и несколько других новгородских троллейбусов получили новые полностью стеклянные распашные («планетарные») двери.


Салон троллейбуса ЗиУ-682 борт. № 1 после капитального ремонта в Иваново.


А вот 2015 год оказался годом упадка троллейбусного движения в городе. Обусловлено это тем, что принявшие от города «Автобусный парк» областные власти провели всеобъемлющую оптимизацию маршрутной сети городского пассажирского транспорта, в результате которых среди всего прочего были отменены 4 и 5 троллейбусные маршруты, не выдержавшие конкуренции с дублирующими автобусами маршрутов №№1 и 11 – обслуживаемых, к слову, прямыми конкурентами «Автобусного парка» ООО «Городское ПАТП» и ООО «АТП-3»/ООО «Автопрокат» соответственно.


Кроме того, были прорежены рейсы троллейбусных маршрутов №№ 2 и 3, которые и без того проигрывали конкуренцию частоходящему автобусному маршруту № 9, обслуживаемому опять же ООО «Городское ПАТП». В результате если ещё год назад я как пассажир ждал именно троллейбуса, чтобы уехать с вокзала на Большую Санкт-Петербургскую в район ТЦ «Волна» и главного корпуса НовГУ (всего три остановки - и ты на месте!), то сейчас идущие от вокзала троллейбусы собирают разве что случайных пассажиров, ибо ждать их неизвестно сколько, когда от вокзала каждые несколько минут отправляются автобусы №№ 9 и 101, никто уже (и я в том числе) не будет. Троллейбусная сеть сократилась до состояния 2000 года, а участок контактной сети по проспекту Корсунова от улицы Кочетова до Григорова остался неиспользуемым.


Поедут ли снова здесь троллейбусы?


Весной 2015 года была попытка заменить троллейбусы автобусами по выходным дням, планировалось сделать то же самое и по рабочим дням после 19:00. Однако вдруг оказалось, что троллейбусный транспорт новгородцам нужен, даже в том состоянии, в котором он находится сейчас. И тогда транспортникам пришлось задуматься о том, как сохранить и обновить троллейбусную сеть в городе. И тут нельзя не согласиться с тем, что для того чтобы троллейбусные маршруты в городе были востребованы, они не должны дублировать существующие автобусные маршруты. Тогда у автобусов будут свои пассажиры, у троллейбусов — свои, и троллейбусы будут не конкурировать с автобусами, а дополнять их.

Исходя из этого, троллейбус нужно пустить по тем улицам, которые на данный момент лишены или почти лишены общественного транспорта, как это сделано на улице Германа. Есть в городе и другие такие улицы: Октябрьская (от улицы Белова до улицы 8 марта), Великая. Также троллейбус мог бы делать межрайонные связки, для которых сейчас нет автобусных маршрутов, как это успешно сейчас делает троллейбус №1. Из других напрашивающихся связок — уже упоминавшаяся связь Григорова с проспектом Мира, ибо сейчас жители Григорова могут уехать на общественном транспорте только по проспекту Корсунова на центральную часть Большую Санкт-Петербургскую улицы, а гораздо более близкорасположенный Западный район даже удобной пересадки для них не имеет. Также троллейбус можно было бы пустить на новые магистральные улицы, такие как планируемое продолжение Большой Московской улицы мимо микрорайона «Ивушки» в Деревяницы. При наличии троллейбусов на автономном ходу можно было бы пустить троллейбус через Нехинский переезд, где невозможна прокладка троллейбусной контактной сети из-за наличия там контактной сети железнодорожной. Тогда можно было бы сделать маршрут №3 кольцевым и возродить маршрут №5 «Григорово – Вокзал», но уже в новой, не дублируемой автобусами для жителей Григорово трассировке через проспект Мира и Нехинскую.

Тогда троллейбусная сеть города могла бы выглядеть, например, так.


В результате троллейбусная ветка до вокзала перестала бы быть тупиковой, появился бы троллейбус на Октябрьской улице, соединяющий к тому же северную и южную окраины города кратчайшим путём, 3 маршрут усилил бы связь проспекта Мира с вокзалом, а новый 6 маршрут позволил бы жителям Западного района и Торговой стороны наконец-то удобно добираться до разнообразных объектов, расположенных на Великой улице – «Ленты», офисного центра на Великой 22, Зверина монастыря, военкомата, Манежа, драмтеатра. Великая улица наконец-то перестала бы быть транспортным «медвежьим углом». В перспективе общественным транспортом оказались бы обеспечены и жители огромного будущего жилого массива между улицей Державина и Деревяницами.

В любом случае, ясно одно: троллейбус в Великом Новгороде продолжит существовать и с большой вероятностью будет развиваться. Ведь известно, что у современного троллейбуса только два недостатка по сравнению с автобусом – его более высокая закупочная стоимость и необходимость строить и обслуживать контактную сеть (в отечественных условиях есть и ещё одна, в принципе поправимая – медленное прохождение всех стрелок и поворотов). Однако за счёт значительно большей экономичности в обслуживании и потреблении энергии (стоя троллейбус вообще не расходует энергию, а при торможении выделяет излишки электроэнергии обратно в сеть) эти затраты со временем безусловно окупаются. Надо только уметь, подобно шахматисту, считать не на один, а на несколько ходов вперёд.




фото -