понедельник, 22 февраля 2016 г.

Кругобайкальская железная дорог

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
06.08.2013

Из Иркутска на Байкал проще всего доехать двумя способами: на маршрутке до Листвянки или на электричке до Култука и Слюдянки. Название "Кругобайкальская железная дорога" относится ко всей линии, огибающей южную оконечность озера от станции Порт Байкал до станции Мысовая.


В настоящее время название Кругобайкальская железная дорога имеет тупиковый участок длиной 89 километров по западному берегу от поселка Байкал до станции Слюдянка-2. Но история этой дороги намного романтичнее и интереснее, чем просто сухие факты! 

Все началось более 170 лет назад, когда появились первые проекты постройки железной дороги, обходящей озеро Байкал с южной стороны. После окончательного утверждения проекта, в 1896 году началось строительство участка по левому берегу Ангары, от Иркутска до мыса Устьянский, на котором расположен порт Байкал.


Возведение самого непростого отрезка железной дороги, от Слюдянки до станции Байкал, началось лишь весной 1902 года. Сложный рельеф берега вынудил строителей большую часть маршрута дороги прокладывать либо в тоннелях, либо на искусственных полках, вырубленных в скале. На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ. 

Железная дорога была принята в постоянную эксплуатацию уже в октябре 1905 года и обеспечила непрерывное движение поездов Транссибирской магистрали исключительно по рельсам, без использования паромных переправ. Первоначально КБЖД имела всего одну колею, но в 1911-1914 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило значительно увеличить пропускную способность.


К сожалению, в 1940 году начался упадок Кругобайкальской железной дороги. Обслуживание и запланированная ранее реконструкция обходились слишком дорого, поэтому взамен предлагалось превратить однопутную дорогу от Иркутска до Слюдянки через горы, достраиваемую к тому времени, в двухпутную электрифицированную магистраль. 

Строительство перевальной дороги Иркутск — Слюдянка началось в августе 1941 года, а в середине 50-х годов основной ход Транссибирской магистрали был переведён на новый участок. В это же время началось строительство Иркутской ГЭС, из-за чего часть Транссиба от Иркутска до посёлка Байкал была разобрана в 1956 году, а чуть позже затоплена при наполнении Иркутского водохранилища. В итоге сформировался современный тупиковый маршрут Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до порта Байкал, а с ненадобностью был разобран первый путь.


Из-за небольших волн и характерного звука Байкал напоминает море, но только противоположный берег виден. Первое время еще можно было разглядеть поселки на том берегу, основную железную дорогу и какую-то белую породу на холмах.


Если отталкиваться от направления километража, то этот тоннель является последним на КБЖД, но в каталоге тоннелей он имеет №16. Через него проходил второй путь, который много лет назад был демонтирован, поэтому рельсов тут не сохранилось.


Ныне действующий путь на самом деле является вторым, который был построен после запуска КБЖД в однопутном исполнении. То есть сначала построили дорогу через тоннель, а через 10 лет видимо стало технически возможно построить рядом новый путь уже без тоннеля, а старый так и остался. 

Сейчас на Кругобайкальской железной дороге существует 39 сохранившихся тоннелей общей длиной 9150 метров, 15 сохранившихся каменных галерей общей длиной 1210 метров и 3 железобетонных галереи общей длиной 153 метров.


С начала 80-х годов 20 века, КБЖД начала становиться туристическим местом, в тоже время был проведён ряд мероприятий по укреплению сооружений и переложен новый путь на всём протяжении дороги.


Сейчас по железной дороге ходит несколько различных поездов. Один раз в день от Слюдянки до порта Байкал проезжает дизельный поезд РА-2, который по сути явлется аналогом обычной электрички и стоит, соответственно, совсем дешево. Но нам первый раз встретился экскурсионный поезд «Кругобайкальский экспресс», который приезжает прямо из Иркутска, а в Слюдянке его цепляет обычный тепловоз.


Серьезной проблемой на Кругобайкальской железной дороге являлись и являются до сих пор частые обвалы и селевые потоки. Серьёзные обвалы случались во время строительства дороги, особенно с применением взрывчатых веществ. Для предотвращения завала путей были построены специальные галереи в самых неустойчивых местах.


После прекращения постоянного движения поездов по КБЖД, второй путь был демонтирован, но мосты остались в сохранности. Наглядно видно развитие технологий строительства в начале 20 века. Справа каменный мост, который был построен в первую очередь, а слева уже металлический ферменный мост, построенный в 1910-х годах во время сооружения второго пути.


Как и вся остальная часть Кругобайкальской железной дороги, поселок Байкал после прекращения движения перестал жить бурной жизнью.


по материалам