понедельник, 18 апреля 2016 г.

Скоростной поезд РТ200 "Русская тройка"


РТ200, иногда РТ-200 (Русская Тройка, конструкционная скорость — 200 км/ч, модель 61-185) — опытная серия советских скоростных пассажирских вагонов, выпускавшихся с 1972 по 1979 гг. Калининским вагоностроительным заводом (КВЗ). Эксплуатировались по расписанию скоростного поезда «Аврора», но к 1980-м были выведены из эксплуатации и исключены из вагонного парка.

С 25 июня 1963 года между Москвой и Ленинградом начались регулярные рейсы поезда-экспресса № 5/6 «Аврора».


Поезд состоял из обычных межобластных цельнометаллических пассажирских вагонов (ЦМВ), ведомых электровозом ЧС2. Расстояние в 650 км поезд преодолевал за 5 часов 27 минут с максимальной скоростью в 160 км/ч и маршрутной 130,4 км/ч. Параллельно в стране проводились скоростные испытания рельсового пути новых конструкций, которые уже позволяли развить скорости до 200 км/ч и даже выше.


Так при испытаниях стрелочного перевода новой конструкции на станции Померанье 26 февраля 1971 года поезд из электровоза ЧС2м (от ЧС2 отличается изменением передаточного числа тягового привода) и трёх вагонов ЦМВ достиг скорости в 228 км/ч, что на то время являлось рекордом для советских поездов. Помимо этого, с середины 1960-х на советских железных дорогах начали внедряться новые системы диспетчерской централизации, автоблокировки и каналов связи. Теперь эксплуатацию поездов со скоростями до 200 км/ч ограничивал лишь существующий подвижной состав. Это связано с тем, что подавляющее большинство существующего в стране пассажирского вагонного парка составляли вагоны ЦМВ. Эти вагоны строились из стали и были относительно тяжелы для скоростного движения. Помимо этого, подкатываемые под них тележки КВЗ-ЦНИИ имеют конструкционную скорость 160 км/ч. Для дальнейшего повышения скоростей требовались пассажирские вагоны новой конструкции.


К концу 1980-х 10 из 12 вагонов были списаны и разобраны на металлолом. Оставшиеся 2 были переданы в Ленинград на Варшавский и Финляндский вокзалы, где из них сделали видеосалоны, а позже использовались для различных хозяйственных нужд.


В настоящее время вагоны хоть и не используются, но числятся на учёте музея железнодорожного транспорта на Варшавском вокзале.


В открытом пассажирском салоне помещались 76 мягких кресел. Межтележечное подвагонное пространство закрывалось кожухом-обтекателем, что вместе с уменьшением межвагонных промежутков снижало аэродинамическое сопротивление движению поезда.


Под вагон подкатывались тележки оригинальной конструкции типа ТСК-1 (тележка скоростная Калининского завода, первая модель). Центральное подвешивание осуществлялось с помощью пневматических рессор диафрагменного типа. Вагоны оборудовались фрикционными дисковыми, а также магниторельсовыми тормозами. Необходимый уровень комфорта для пассажиров обеспечивался установками кондиционирования воздуха, электрическим отоплением, освещением салонов люминесцентными светильниками. Все системы отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и освещения получали питание от поездной сети, подключенной к преобразователю установленному на локомотиве.


Испытания вагонов РТ200 проводились в основном на линии Ленинград-Москва, первоначально с электровозами ЧС2М, позже, в конце 70-х годов, - с электровозами ЧС200. В июне-июле 1973 года на участке Тосно- Чудово были осуществлены успешные динамические испытания вагона РТ200 № 2750 со скоростями до 210 км/ч. В 1974 году Калининский завод изготовил для скоростного поезда весь состав из восьми пассажирских вагонов, оборудованных креслами самолетного типа и вагона с буфетом и служебным купе-радиоузлом начальника поезда. Опытные рейсы поезда из вагонов РТ200 при движении с различными скоростями продолжались в 1974-1978 годах.