понедельник, 9 мая 2016 г.

Трамвай Безансона


Трамвайная система Безансона (Франция) представляет собой две трамвайных линии общей протяженностью 14,5 км и включает 31 станцию. Финансируется система из бюджета Communauté d'agglomération du Grand Besançon и управляется компанией Besançon Mobilités, дочерней компанией оператора мирового уровня Transdev. Атмосфера города из-за множества находящихся здесь колледжей и университетов, и соответственно, студентов выгодно отличает его от других городов и городков востока Франции с их неторопливой, сонно-сельской жизнью. В центре Безансона постоянно кипит жизнь, молодежь перемещается по городу, парки, скверы и многочисленные кафе тоже заполнены читающими или болтающими студентами. Запуск трамвая приравнял Безансон, таким образом, к другим развитым и динамичным французским городам, нуждающимся в улучшении системы городского транспорта.


Прежняя система трамвая в городе действовала в период с 1897 по 1952 года. Как и во многих других городах, на место трамвая пришел популярный тогда автобус. Но к началу 2000-ых сеть автобусных маршрутов уже не могла справляться с возросшими нагрузками пассажиропотока и необходимо было найти новые решения для поддержки развития столицы региона Франш-Конте
.


В 2004 году были начаты исследования применимости системы BRT и трамвая для городских условий. Критериями оценки целесообразности такого рода проектов являлись несколько существенных пунктов: создание транспортных связей без вреда окружающей среды, охват наибольшего числа жителей агломерации, увеличение скорости и комфорта движения общественного транспорта, увеличение доступности объектов транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения, увеличение доли рынка общественного транспорта и прочие.


Были проработаны две концепции, BRT и трамвай, с практически идентичными по длине маршрутами и с некоторыми различиями по трассам движения. Исследование включали расчеты трафика: 25 000-30 000 пассажиров в сутки в случае троллейбуса или БРТ, 40 000-50 000 пассажиров в сутки в случае трамвая.


18 декабря 2008 года Городской Совет подвел итоги консультаций с общественностью, в котором был одобрен проект трамвая. Выбранный маршрут представлял собой линию с вилочным движением в северо-восточной части старого города: от основной части линии было предложено построить короткое ответвление к станции ​Viotte, у которой находится главный железнодорожный вокзал города.


Но в октябре того же года Совет Министерства культуры выдал заключение, в котором запретил установку опор контактной сети на участке линии, проходящей в историческом центре города. В связи с этим властям города пришлось искать альтернативные решения, в том числе и применение наземной контактной сети. Но такое решение создало бы дополнительные затраты как при строительстве, так и в плане технического обслуживания. С декабря 2009 года началась совместная работа различных служб по поиску возможных альтернатив движения через центральную часть города без применения наземного контактного провода. В итоге, пришлось два раза пересматривать решения, так как Общественный Совет предложенные трассировки никак не мог удовлетворить, и только к концу июня 2010 года была утверждена окончательная трасса линии.


Строительство началось в начале 2011 года, а открытие новой системы состоялось в августе 2014 года. Маршрут был выбран таким образом, чтобы обеспечить транспортом тех жителей города, которые являются менее "моторизованными" по отношению к жителям других районов. Своеобразное решение повлияло на менталитет новых жителей: построенные вдоль линии новые жилые дома в меньшей степени ориентированы на личный транспорт. Трамвайная линия обеспечивает удобную связь этих районов с центром города, основными деловыми и торговыми объектами города.


Общая стоимость проекта составила € 228 млн, при первоначальной оценке в € 210 млн. Проект финансировался на 50% за счет заемных средств, на 25% из фондов пополняемых за счет транспортного налога и на 25% за счет грантов: € 20 млн из бюджета города Безансон, € 0,9 млн из Европейского фонда регионального развития и € 30,1 млн от государства.

Трамвайная линия в Безансоне проходит в большинстве своем по выделенной полосе, лишь два небольших участка сети длиной 1150 и 1245 метров проходят по участкам с общим движением.


В мае - апреле 2009 года был объявлен тендер на поставку подвижного состава, а так же поставки, монтажа и обслуживания в течении 15 лет систем движения и диспетчеризации. В закупку входило приобретение 19 трамвайных вагонов на общую сумму € 34,8 млн, или € 1,81 млн за вагон. На участие в тендере были допущены пять производителей: Alstom Transport (Франция), Stadler (Швейцария), CAF (Испания), Lohr Industrie (Франция) и Ansaldobreda (Италия). 30 июня 2010 года Городской Совет принял предложение испанского производителя CAF, тем самым это стало первым случаем победы испанского производителя на поставку своей продукции на территории Франции.


Первый из девятнадцать вагонов Urbos 3 длиной 23 метра и шириной 2,4 метра был доставлен 6 июня 2013 года. Каждый вагон может перевозить до 132 пассажиров, при этом существует возможность добавления дополнительных модулей, что позволит довести вместимость вагона до 230 пассажиров. С точки зрения доступности, вагоны имеют низкий пол, четыре двери с каждой стороны и две площадки для инвалидных колясок. Каждый "поезд" состоит из трех секций, на каждой из которых установлены тележки с асинхронным двигателем.


Максимальная скорость вагона составляет 70 км/ч. Бирюзовой цвет вагонов был выбран по итогам голосования на сайте мэрии в июне 2011 года: за него было отдано 41,38% голосов (жемчужно белый - 30,28%, фуксия - 28,37%). Каждый трамвай украшен изображениями известных уроженцев Безансона. Самый знаменитый из них, из главного французского пантеона славы – это, конечно же, Виктор Гюго. Здесь же родились и изобретатели кино, братья Огюст и Луи Люмьер, писатель эпохи романтизма Шарль Нодье, политик и философ, один из теоретиков французского социализма и анархизма Пьер-Жозеф Прудон и многие другие известные личности.


Центр технического обслуживания, расположенный в западной части сети между Hauts du Chazal и Franois был официально открыт 13 июня 2014 года. Его стоимость составляется в € 12 млн. На площади 47 000 кв. м. расположились здание мастерской, депо с четырьмя путями, на которых может расположится до 20 вагонов, а так же системы энерго- и водоснабжения, в том числе накопительный бассейн дождевой воды для технического использования.


За первый год существования трамвайная система города перевезла чуть более 10 миллионов пассажиров.