понедельник, 9 мая 2016 г.

Инсбрук: Как меняется электротранспорт


В австрийском Инсбруке в 2007 году была закрыта троллейбусная линия. Не вникая в суть, оппоненты объясняли этот отказ от "рогатого" прямым сопоставлением с ситуацией в Москве: старый и медлительный подвижной состав, устаревшая контактная сеть и прочее. О реальных причинах ликвидации троллейбуса в этом сказочном городе и развитии трамвая, который неразрывно связан с инсбрукским троллейбусом, читайте ниже.

Во время и после Второй мировой войны использование автобуса на городских линиях Инсбрука из-за нехватки топлива стало сильно ограничиваться, поэтому городские власти приняли решение о строительстве трех троллейбусных линий. Система просуществовала с 8 апреля 1944 года по 29 февраля 1976 года. Причины закрытия все те же: дороговизна обслуживания и нового подвижного состава, зависимость от контактной сети и прочее. Трамвай в Инсбруке появился достаточно поздно, по отношению к другим австрийским городам, только в 1905 году. В годы войн темпы развития трамвая значительно сократились, а в конце 1970-х годов, в связи со строительством автомагистралей в городской черте, над Инсбруком повисла мрачная перспектива закрытия трамвая.

В те давние годы под угрозой закрытия оказалась практически вся система, в том числе междугородние линии в Fulpmes, Igls и Hall. На тот момент большинство трамваев, выпуска начала 20-го века, морально и физически устарели. Несмотря на протесты общественности, в связи с глобальной стройкой в городе при подготовке к зимней Олимпиаде-76 маршрут номер 4 все же был закрыт в 1974 году. Перспективы остальных четырех маршрутов выглядели мрачными, но, к счастью, на тот момент ряд немецких городов начал замену своих стареньких вагонов марки Düwag 1960-х годов выпуска. Эти вагоны приобрел и Инсбрук, и прослужили они более 30 лет. Городу все же удалось пережить этот кризис и сегодня трамвай в этом австрийском городке активно модернизируется, а его сеть стремительно растет.

Один из последних вагонов марки Düwag


Второй эрой троллейбуса в Инсбруке стал период с 17 декабря 1988 года по 25 февраля 2007 г. К концу 80-х годов пассажиропоток на городских линиях стал стремительно расти, в связи с этим было решено перевести маршруты O и R на электрическую тягу. Первоначально, конечно же, рассматривался трамвай, но этому проекту так и не дали "зеленый свет" из-за дороговизны и экономии места.

В 2004 году Innsbrucker Verkehrsbetriebe (IVB) опубликовал план-концепцию, в которой изложил предложения по рационализации и модернизации сети общественного транспорта города. Система троллейбуса должна была быть закрыта, а система трамвая значительно модернизирована и расширена в течение 15 лет. Был сформирован комитет, состоящий из городских чиновников, управления IVB и представителей районных советов. Его миссия состояла в том, чтобы определить оптимальные направления для расширения трамвайных линий. Результатом работы комитета стала амбициозная программа, разбитая на две части: модернизация существующей инфраструктуры и закупку новых трамваев (первый этап) и с последующим расширением существующей сети и строительством двух новых трамвайных маршрутов (второй этап).


25 февраля 2007 г. - последний день работы троллейбуса в Инсбруке. Машины были проданы в Вологду, Софию и Брашов.

На первом этапе был сформирован заказ на 32 низкопольных многосекционных вагона марки Bombardier Flexity, 24 из которых предназначались для работы на городских трамвайных маршрутах 1, 3 и междугороднем 6, и 8 вагонов для междугороднего маршрута STB (Stubaitalbahn). Немецкие Düwag были проданы для дальнейшей работы в Польше и Румынии, последний из них закончил свою работу в июле 2009 года. Система троллейбуса была закрыта в 2007 году, и за исключением нескольких незначительных изменений, работа по модернизации трамвайной инфраструктуры была завершена к концу 2010 года, что позволило IVB сосредоточить свое внимание на следующем этапе.

6 маршрут трамвая местные жители называют «Вальдштрассенбан» (Waldstraßenbahn - лесная железная дорога). Этот маршрут был построен в 1900 году в качестве узкоколейной линии, которая обслуживалась составами укомплектованными паровозами. К середине 1910-ых годов линия была электрофицирована, а чуть позже подключена к трамвайной системе Инсбрука. Сегодня поездка по маршруту номер 6 - это особое событие: начиная от остановки маршрута 1 «Бергизель» трамвай петляет через лес по однопутной линии южнее Инсбрука до плато Миттельгебиргсплато и далее к пригороду Инсбрука Игльс.



В настоящее время многие пользователи пригородных поездов ÖBB (Österreichische Bundesbahnen - Австрийские железные дороги), ежедневно передвигающиеся из отдаленных районов до центрального железнодорожного вокзала, пересаживаются в городе на маршруты трамвая или автобуса. Чтобы избавится от этого неудобства и сократить время в пути предполагаются следующие изменения маршрутов:
  • Расширение маршрута 3 далее в восточные и западные пригороды.
  • Открытие нового маршрута под номером 2, который пройдет через центр города с восточных окраин города к западным, и заменит магистральный временный автобусный маршрут номер O, ранее обслуживаемый троллейбусами.
  • Второй новый маршрут, пригородный под номеров 5, также известный как Regionalbahn, соединит отдаленное от города поселение Völs на западе с пригородом Rum на востоке. Маршрут так же будет проходить через центральную часть города и будет построен по стандартам Stadtbahn, нечто средним между ЛРТ и городской электричкой, более известной как трам-трейн. Большая часть пути этого маршрута будет проходить по выделенной полосе, но на некоторых участках движение будет совмещено с автобусными маршрутами. Завершения программы модернизации и расширения назначено на 2020 год.

В 2005 году линии по Andreas-Hofer-strasse и Burgerstrasse были реконструированы: новые вагоны марки Flexity значительно шире старых вагонов, для этого расстояние между встречными путями было увеличено. По этой же причине были перестроены участки на Maria-Theresien-Strasse, Salurner Strasse и Brunecker Strasse, где было применено сплетение встречных линий, так как не было возможности увеличить ширину всего полотна.


В 2010 году началось строительство западного расширения маршрута 3 до Hottinger Au, а к концу года и в восточном направлении в сторону Amras. Последний участок в этом направлении был завершен и введен в эксплуатацию 26 октября 2012 года. Два месяца спустя, 15 декабря, маршрут 3 был продлен на запад от перекрестка с Burgerstrasse, вдоль Anichstrasse и через реку Инн по мосту Universitätsbrücke по Hottinger Au до временной конечной Fischerhäuslweg, а чуть позже и до железнодорожного моста Karwendelbahn.


В центральной области в 2013 году остановка у Leipziger Platz была полностью реконструирована: был открыт третий путь, а платформы удлиненны. В 2014-15 были уложены одиночные пути вдоль отдельных проезжих частей по Innrain между Marktplatz и Blasius-Hueber-Strasse (Universitätsbrücke). Этот небольшой участок (330 метров) не будет использоваться в регулярном обслуживании до 2018 года, до момента открытия новых маршрутов, но будет, в то же время, обеспечить альтернативный маршрут для маршрута 3 в случае аварий на Anichstrasse.

Следующие дополнительные работы были завершены в 2015 году на западе: был построен первый участок трамвайно-автобусной выделенной линии вдоль Kranebitter Allee между Fischerhäuslweg и Am Giesen. Сразу после этого началось строительство далее до Technikerstrasse и по Technikerstrasse между Kranebitter Allee и Viktor-Franz-Hess strasse. На востоке началось строительство участка по Defreggerstrasse между Pradlerstrasse и Langstrasse.


В 2016 году основная работа сосредоточена на двух площадках: на западе - строительство трамвайно-автобусной выделенной линии на участке между Fischerhäuslweg и Technikerstrasse, на участке Technikerstrasse между Viktor-Franz-Hess strasse и временной конечной у кампуса Технологического университета, а так же разработка документации и подготовка к строительству линии до Peerhofsiedlung по Viktor-Franz-Hess strasse от кампуса; на востоке - начнется строительство линии по Langstrasse, Pembaurstrasse, далее по Reichenauerstrasse на участке между Pembaurstrasse и Radetzkystrasse, начнется строительство трамвайного моста через реку Инн, который будет расположен рядом с мостом Grenobler-Bruke. До конца следующего года начнется строительство линии от нового моста далее по Schutzenstrasse, Josef-Kerschbaumer-strasse и Kajetan-Sweth-strasse до Олимпийской деревни. Тогда же начнется строительство короткого двухпутного участка в центре города по Amraser strasse между Roseggerstrasse и Leipziger Platz: за счет этого участка маршрут 3 будет спрямлен по Amraser strasse, а короткая линия по Pradler Strasse, с которой перейдут трамваи этого маршрута, будет демонтирована.


Примерный график введения новых маршрутов:
  • Декабрь 2017 - маршрут 3 будет временно продлен с Hottinger Au до кампуса Технологического университета.
  • Декабрь 2018 - маршрут 2 начнет работу между Олимпийской деревней и Peerhofsiedlung, а автобусный маршрут О, который заменил собой троллейбусный, будет закрыт. Одновременно маршрут 3 будет сокращена до текущей конечной в Hottinger Au.
  • Декабрь 2020 - пригородный маршрута 5 (Regionalbahn) начнет свою работу от восточного пригорода Rum к западному Vols. Для того, чтобы обеспечить достаточную пропускную способность в направлении восток-запад маршрут 5 будет работать совместно со 2 маршрутом в качестве традиционного трамвая между Олимпийской деревней и кампусом Технологического университета, но в центральной части города пройдет через Центральный вокзал.
Существует много возможностей познакомиться с атмосферой Тироля и его многообразной природой. Одна из таких возможностей очаровывает особой атмосферой: трамвай «Штубаитальбан» (STB). Этот маршрут, как и маршрут 6, является «изюминкой» городского транспорта Инсбрука. Вагоны этого маршрута перевозят гостей (начиная с 1904 г.) по исторически важной железнодорожной ветке, делая поездку настоящим событием. В течение часа вагон проезжает мимо лугов с пестрыми цветами, высоких гор, по впечатляющим мостам, мимо небольших деревенек, как, например, курортные поселки Mutters и Natters, до конечной станции в поселке Fulpmes в долине Штубаиталь.


На маршруте STB (Stubaitalbahn) используются такие же городские трамваи, которые двигаются совместно с обычными маршрутами до центрального вокзала города. В дополнение к существующему разъезду в Feldeler в октябре 2015 года был окрыт второй разъезд с дополнительной платформой в Nockhofweg. После проверки тоннеля Mühlbachbrücke и моста Mutters между между Mutters Nockhofweg и Mutters Raitis, которое выявило ухудшение их состояния, учитывая высокую стоимость восстановления, было решено закрыть тоннель и построить новый мост. Строительство опорных столбов должно начаться в течении 2016 года, а движение по нему откроется до конца следующего года. Туннель будет закрыт, но есть надежда, что старый мост будет использоваться в качестве пешеходной-велодорожки.




В июле 2015 года был объявлен тендер на 20 новых трамваев. Победителем в конкурсе стала компания Bombardier, которая поставит уже используемые в городе трамваи со 100% низким уровнем пола модели Flexity нового поколения Outlook, отличительной особенностью которых будет возможность работать в составе из нескольких вагонов. Поставка первого вагона запланирована на начало 2017 года. Восемь трамваев будет использоваться на новой линии 2, одиннадцать машин - на линии 5, а один будет резервным. Вагоны будут иметь длину 28 метров, будут двунаправленными, иметь максимальную скорость 70 км/ч и будут вмещать до 160 пассажиров.


Поскольку депо в Pastorstrasse не обладает достаточным потенциалом для размещения расширяющегося трамвайного парка, был выделен участок для нового депо на юге города в Duilestrasse, в 200 метрах к западу от существующего депо. Строительство комплекса, вмещающего до 30 трамваев на восьми путях, планируется начать в ближайшее время (возможно уже начато).


Итак, закрытие троллейбусного движения никоим образом не связано с проблемами эксплуатации его в городе с введением вместо него дизельных автобусов. В данном случае троллейбус, с ростом пассажиропотока, желанием повысить качество обслуживания, переходит в новую формацию - "дорастает" до трамвая.