четверг, 10 ноября 2016 г.

Busworld Russia 2016


С 25 по 27 октября 2016 года в Москве проходила выставка Busworld Russia 2016. Этим длинным названием именуется выставка автобусов, прошедшая в московском выставочном центре «Крокус Экспо».

Напомним, что в России Международный автобусный салон раньше не проводился, автобусы показывались на выставке «Комтранс» и коломенском фестивале «Мир автобусов». Но в 2015 году организатор «Комтранса» фирма ITEMF Expo договорилась с компанией Busworld International о проведении выставки и в России, с 2016 года. Видимо, тогда казалось, что кризис — это ненадолго…

Первый Busworld Russia оказался подчеркнуто скромным, уместившись в один зал второго павильона. Стендов было немного, на выставку не приехали даже некоторые фирмы, которые уже попали в официальный список участников, например, «Волгабас». Фактически Busworld Russia стал бенефисом двух отечественных автопроизводителей (ГАЗа и НефАЗа), совмещенным с маленьким паноптикумом из «китайцев».

Группа ГАЗ в последнее время не пропускает ни одной сколь-нибудь тематической выставки, и Busworld Russia, разумеется, исключением не стал. Но ничего особо нового у ГАЗа в автобусном сегменте, увы, нет. Самый заметный экспонат — 22-местный автобус на базе ГАЗели NEXT с каркасно-панельным кузовом. Эта машина была анонсирована в начале лета, на выставке СТТ, где Вадим Сорокин (президент Группы ГАЗ) обмолвился о скором выпуске усиленного заднего моста для ГАЗели. С новым мостом проектируется вариант грузовика с полной массой 4,6 тонны. Соответственно, появится возможность делать и пассажирские машины повышенной вместимости. Которые уже будут не микро-, а полноценными автобусами. И такой автобус газовцы сделали даже раньше грузовика!

Пока это прототип, в производство «усиленная» ГАЗель пойдет не раньше 2018 года. Но конструкция вряд ли поменяется: более мощная рама, новый задний мост, дисковые тормоза на всех колесах, двигатель Cummins ISF 2,8 мощностью 149 л.с. Плюс низкопольность и пандус для инвалидов. А еще у этого прототипа интересная двустворчатая распашная дверь, впервые примененная газовцами на автобусе такого класса.






ГАЗель NEXT в варианте микроавтобуса с цельнометаллическим кузовом станет серийной гораздо раньше, буквально через несколько дней. Но эту машину уже показывали на недавней выставке
GasSUF-2016, разумеется, с газовым двигателем EvoTech 2,7 LPG. Только на Busworld появилась возможность рассмотреть ее во всех подробностях, включая оригинальную подножку.



В пресс-релизе по этой машине приведено шикарное значение суммарного (газ + бензин) пробега — 1050 км. А цена определена в 1 410 000 руб. Странно: неделю назад на GasSUF-2016 газовцы называли более скромные цифры…Кстати, цельнометаллический микроавтобус с мотором Cummins будет стоить на 100 000 руб дороже, а чисто бензиновая версия оценена в 1 375 000 руб. Запланирована и модификация на метане, но не сразу, CNG раньше появится на бортовой ГАЗели.

Вектор NEXT тоже не особо новинка, но школьный автобус на его базе, кажется, ранее нигде не «светился».














Напомним, что этот автобус сделан на шасси среднетоннажника ГАЗон NEXT и комплектуется значительным количеством «фирменных» компонентов. Газовцы даже поставили рядом с автобусом «голое» шасси, чтобы были видны тормоза Wabco, рулевой механизм ZF, сцепление Sachs с пневмогидроусилителем (хотя его как раз видно не было). Зато конструкции подвесок — как на ладони.




Очевидно, что шасси ГАЗона сделано кондово и несовременно, мягко говоря. Но для дешевого автобуса такие ремонтопригодные решения — скорее благо. А вот проход на переднее правое кресло мог бы быть и пошире.





Автобус среднего класса Kursor, собираемый в Ликино-Дулево, газовцы называют «единственным реальным низкопольником в России». Хотя с аналогичным уровнем пола (340 мм) есть и другие машины… Портальный задний мост для «Курсора» по специальному заказу разработала фирма ZF, которая рассчитывает на значительные объемы заказов. Пока газовцы не подводят — за 2016 год было продано больше 600 «Курсоров»!



Портальный мост ZF, сделанный по заказу ГАЗа.

На выставке присутствовала и электро-ГАЗель от фирмы «Спецавтоинжиниринг», которую ГАЗ формально называет «своей». Но эта машина стояла сильно в стороне и возле нее не было ни души, ни даже одной рекламной листовки. Так что осталось непонятным, зачем она тут.


НефАЗ выступил чуть скромнее ГАЗа. Нижнекамцы привезли в Москву Bravis, бывший в прошлой жизни бразильским Marco Polo. Сейчас этот автобус локализован на 100%, и не сказать, что это пошло ему на пользу — салон собран плохо, а рабочее место водителя так просто отвратительно. Хорошо, что проход на переднее пассажирское место сделали достаточно свободным.




В этом году Bravis пережил легкое косметическое обновление в виде новых фар и светильников в салоне, видимо, это и позволило бесстрашно показать его искушенной московской публике.

Занятно, что на пояснительной табличке к «Бравису» рассказывалось о модификации с китайским газовым двигателем Weichai, а на стенде стояла обычная дизельная машина.

Два других нефтекамских автобуса — низкопольники НефАЗ 52994-30-42 и НефАЗ 5299-40-51 — специалистам уже известны, хотя до сих пор числятся по разряду «опытных». «Пока не производим, но если будут заказы — сразу начнем делать» — говорят нижнекамцы. НефАЗ 5299-40-51 укомплектован метановым двигателем от Мерседеса. Качество сборки обоих моделей — аховое, в салонах неуютно, хотя и лучше, чем в совершенно убогом «Брависе».






А вот старший брат НефАЗа «КАМАЗ» показал концепт-электробус, спроектированный совместно с московским ООО НИИКЭУ (она же Drive Electro), как продолжение работ по проекту КАМАЗ-6282. Этот электробус сделан на литий-титанатных аккумуляторах Toshiba, четыре блока которых расположены на крыше. Такие батареи заряжаются быстрее, чем литий-железофосфатные, и они безопаснее. Фактически по характеристикам АКБ Toshiba приблизились к суперконденсаторам, которые могут быстро принимать и отдавать заряд. Именно это их свойство и положено в основу «городской концепции» электробуса: аккумуляторов относительно немного, но заряжаются они за 12-17 минут, обеспечивая пробег в 70 км. Это как раз подходит для подзарядки в конце маршрута, ибо средний маршрут в городах редко превышает 50 км.

Один электробус (более традиционный) от «КАМАЗа» уже проходит тестовую эксплуатацию в Москве, и его создатели надеются на крупный заказ от мэрии. При этом оговариваются: такой заказ возможен только при господдержке, аналогичной той, что существует для рынка газовых транспортных средств. Новый выставочный автобус оценен в 22–25 млн руб., и все понимают, что за такую цену его не купит никто. Так что вся надежда на госсубсидии.





Scania показала два автобуса, которые… не совсем Scania. Это, скорее, вариации на тему: шасси в этих двух машинах действительно шведское, а вот кузова построены в других странах.

ЛиАЗ Voyage, как несложно догадаться, построен в Ликино-Дулево и продается именно как ЛиАЗ-525110. Но сервисное обслуживание он проходит на СТО Scania. Это 12,5-метровый междугородный автобус с мотором в 250 л.с.



Другая недо-Скания — автобус Touring A80 с кузовом китайской фирмы Higer. Он существует в двух вариантах, междугородном и туристическом, в обоих случаях двигатель устанавливается 400-сильный.


Scania очень внимательно относится к российскому рынку и предлагает решения подешевле, чем тот же Scania Irizar i6, который до сих пор значится в прайс-листах некоторых продавцов, но спросом не пользуется из-за высокой цены.

«Китайский десант» на Busworld Russia ограничился двумя фирмами — Yutong и King Long. Они в основном занимались поиском покупателей на известные модели. Впрочем, King Long показал новинку — средний туристический автобус XMQ6900 CNG, работающий, как ясно из названия, на метане.


И последний из актуальных экспонатов — междугородный автобус МАЗ-231, раскрашенный футбольными картинками. Это намек: белорусы не прочь поучаствовать в тендере на поставку транспортных средств к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Этот автобус оснащен двигателем Mercedes в 326 л.с. и коробкой передач… нет, не Allison, а более дешевой ZF. Машине сделали небольшой рестайлинг: передняя оптика теперь светодиодная, а в салоне появились более комфортабельные кресла.





Демонстрировалась система на двух автобусах «Волгабас» и MAN, взятых прямо с питерских маршрутов.


Но самые невероятные экспонаты выставки были спрятаны в альбомах с чертежами дизайнера питерской компании Петропласт Дениса Висельского. Эта фирма выпускает на своих предприятиях в Питере и Дзержинске пластиковые детали для грузовиков и автобусов (кузовные элементы, подкрылки, коврики и т.д.). Например, передние стеклопластиковые крылья каркасного автобуса Газель Next делает именно Петропласт. Однако грезят здесь совсем другими проектами. На наших изображениях — электробус Лис из композитных материалов, который должен собираться буквально как конструктор из разнообразных корпусных деталей. Части кузова соединяются между собой, образуя разные варианты длины кузова. Теоретически, применение этой технологии может позволить воплотить в дизайне автобусов самые смелые художественные штрихи. Но кто возьмется реализовать все это на практике?



Собственно говоря, перечисленным исчерпываются все заслуживающие внимания экспонаты Busworld Russia-2016. Все-таки организаторы не угадали со временем вывода международного салона в Россию. Выставка получилась более чем скромной, что при наличии довольно развитой автобусной промышленности в стране и грустно, и заставляет задуматься. Что это за «международный салон», на котором из мировых брендов представлена только Scania, да и та в локализованно-усеченном виде? Где фирмы из Украины, Польши, других стран Восточной Европы, традиционно поставлявшие к нам автобусы? Где все наши многочисленные «маршрутчики» типа «Нижегородца» и «Луидора»? Почему на выставке нет ни одного троллейбуса?

Вопросы риторические, ответ известен. И нет никакой уверенности, что через два года, к очередному Busworld Russia, ситуация на рынке изменится к лучшему.

Картинки по запросу drom.ru логотип