воскресенье, 18 декабря 2016 г.

Междугородняя троллейбусная линия Ургенч-Хива


Единственный действующий троллейбусный маршрут Узбекистана является междугородным. 

Междугородняя троллейбусная линия Ургенч - Хива была открыта в 1997 года. Длина трассы составляет 36 км (Ургенч - 5,5 км; Хива - 2,5 км). 

В настоящее время работает только один маршрут под № 2. Ранее был отменён маршрут № 1, ходивший только по Ургенчу. В проекте остался и маршрут под № 3, который должен был стать городским маршрутом в Хиве.


Троллейбус, как общественный транспорт, очень популярен и, действительно, востребован. И, собственно, для этого были созданы все условия - адекватного, дублирующего транспорта нет, интервалы по большей части стабильные, так что, народ активно пользуется троллейбусом, салон которого, почти всегда полный.


На линии работает 8 машин Irisbus Skoda 24Tr. Половина отстаивается в троллейбусном депо в Ургенче, вторая половина в Хиве, на улице, возле крепости Ичан-Кала.


Вечером, после установки троллейбусов на ночлег, человек который выполняет роль сторожа, проверяет троллейбусы снаружи и внутри на предмет работоспособности бортового оборудования и внешних систем освещения. Формально считается, что сторож дежурит там всю ночь.


Наступает утро и "Ургенчская четверка", готовится выйти на линию.



Несмотря на достаточно большую территорию депо, которое явно строилось с возможностью дальнейшего расширения, в нем нет даже нормальной стоянки для ночного отстоя машин, троллейбусы "ночуют" сразу при въезде в депо, плюс пара линий проходит через ремонтный цех и мойку...


В 6-30 первый троллейбус выезжает из депо, совершая "круг почета" по территории депо.


За первым тут же следует второй...



В связи с расширением улицы, на небольшом участке служебной линии из депо отсутствует контактная сеть, поэтому троллейбусы, выезжая из депо на маршрут, вынуждены переставлять штанги и проезжать небольшой отрезок пути, по линии обратного направления. В конце этого участка, вернуться на свою прямую линию, в одиночку очень тяжело, поэтому троллейбусы рано утром выезжают из депо парами и помогают друг другу преодолеть эту "полосу препятствия".



Компоновка салона совсем не междугородняя. Хотя, учитывая местные особенности перевозки часто встречающихся грузо-пассажиров, это скорее является плюсом, потому как мест для стоячих пассажиров предостаточно.


Бортовую нумерацию на новых машинах продолжили прежнюю и это внушает немного оптимизма относительно того, что старые машины возможно хоть как-то сохранят.



В настоящий момент троллейбус в Ургенче, как впрочем, и все остальное, в связи с глобальными реконструкциями в городе, несколько вытеснили из центра ближе к окраине. Часть центра сейчас, вообще, практически полностью перекрыта для проезда автотранспорта.

О том, что троллейбус когда-то ходил через центр, напоминает полностью сохранившийся участок контактной сети по улице Машъал, все остальная линия, которая проходила через центр города до Аэропорта, полностью демонтирована.



В остальном, трассировка действующей сети в городе Ургенче, после последних изменений, когда ее перенесли из центра, осталась прежней. Линия до депо, также существует и является действующей. Конечной остановкой и начальной отправной точкой в Хиву, как и прежде — остановка у центрального рынка. Единственный вопрос, который остался до конца не выясненным — место разворота… не исключено — что разворачиваются по депо, но туда едут без пассажиров.



Ну, о состоянии контактной сети говорить бесполезно, увы, даже с приходом новых машин, особых изменений в лучшую сторону замечено не было. В целом же, все находиться в почти удовлетворительном состоянии.



Теперь несколько слов о том участке пути, по которому когда-то планировалось открыть хивинский внутригородской маршрут… наконец-то удалось, добраться и прояснить ситуацию по этой, отчасти, загадочной линии.

Но, как выяснилось, тут все оказалось не так прозаично, чем думалось изначально… Контактная сеть присутствует лишь на небольшом его участке пути по улице Амира Темура, да и то частями, а далее… сначала столбы с растяжками, а потом просто — столбы, количество которых постепенно сокращается по мере продвижения к планируемой конечной остановке.

Недействующий участок троллейбусной системы по которому планировалось открыть внутригородской маршрут. В данной время с действующей сетью не соединен.



Территория заброшенного троллейбусного депо на окраине Хивы.


Скорость движения на маршруте достаточно высокая и среднее время в пути составляет 45-50 минут, если брать от конечной до конечной — 60 минут, может быть чуть больше, с учетом того, что в Ургенче приходилось наблюдать пробки.

Режим работы троллейбуса с 5-00 до 22-00. Фактически троллейбус начинает работу в 6-30 и заканчивает в 18-00. 
В 18:00 с конечных в Ургенче и Хиве на маршрут выезжают последние машины и примерно к 19:00 троллейбус прекращает свою работу, а к 20:00 трасса полностью обесточивается.



Конечная остановка в Хиве «Центральный Рынок».



Время в пути может колебаться в зависимости от количества остановок на трассе. Дело в том, что несмотря на наличие на трассе официальных остановок, пассажиры останавливают троллейбус как такси в произвольном месте на трассе, собственно там, где они на нее вышли. Поэтому троллейбус, зачастую, останавливается, буквально, у каждого столба. Потенциальные пассажиры даже в кучку не собираются, а принципиально стоят каждый у своего столба, даже если находятся недалеко друг от друга. 


Типичная посадка на троллейбус... где вышли на трассу, там и ловят, хотя, троллейбус только что проехал официальную остановку.