суббота, 31 декабря 2016 г.

Береговой трамвай в Бельгии


В начале XX века в Бельгии существовала самая масштабная в мире сеть трамвайных путей, которые называли местными железными дорогами. Трамваи приводила в движение паровая машина, и с изобретением электротяги из более чем 5000 км линий было электрифицировано менее трети. К настоящему времени остался лишь один реликтовый маршрут протяженностью 67 км, который считается самым длинным в мире.


Знаменитый Береговой трамвай за два с половиной часа пересекает почти всю Бельгию вдоль побережья Северного моря: от границы Нидерландов до границы Франции. На линию, как бусы на нитку, нанизаны главные морские курорты страны, по улицам которых проезжает трамвай и соединяет их с крупнейшим городом побережья Остенде. Всего маршрут насчитывает 68 остановок, и большая его часть проходит вдоль песчаных дюн. В самом Остенде линия построена на дамбе, и из окон трамвая открывается вид на Северное море.


В 2012 году, в 125-ю годовщину трамвая в Де-Панне в трамвайном депо проходила выставка трамваев, в разное время курсировавших на этом легендарном маршруте.



Стоит сказать, что береговой трамвай лишь малая часть существовавшей ранее в Бельгии системы железных дорог: регулярных и вицинальных (местных). В 1870 году общая длина регулярных железных дорог в Бельгии превышала 3100 км, а в 1912 – 5000 км. Однако в 1948 году начался упадок железнодорожного сообщения, часть убыточных маршрутов была упразднена, и на сегодняшний день осталось лишь 3578 км. 


Что касается трамвайного сообщения, или вицинальных железных дорог, то в 1884 году в Бельгии была создана Национальная компания вицинальных железных дорог, в задачи которой входило строительство и запуск местных железных дорог в районах неохваченных регулярными железными дорогами. Вицинальные железные дороги имели преимущества перед регулярными: более низкий вес рельсов, быстрый монтаж и более низкая стоимость строительства. Это было чрезвычайно важно для малонаселенных и неразвитых районов, где строительство регулярных дорог было убыточно. В этих районах был необходим дешевый транспорт для перевозки сельскохозяйственной продукции в города и промышленных товаров по всей стране. Также трамвайные пути должны были обеспечить перевозку рабочих, живущих в сельской местности, на фабрики и заводы.


Первые линии были открыты уже в 1885 году, и сеть быстро расширялась. В 1925 году она достигла максимальной длины – 5200 км. Однако с развитием автомобилестроения трамвайные маршруты были постепенно упразднены и заменены автобусными. К 1991 году осталось всего 105 км трамвайных путей, 67 км из которых приходится на линию берегового трамвая.



После поезда, создание трамвая стала второй революцией в транспорте, а его появление на Бельгийском побережье – ускорило развитие туризма в малоразвитых прибрежных районах. Теперь с определенной уверенностью можно сказать, что основное предназначение берегового трамвая – рекреационный и туристический аспект. И это несмотря на то, что согласно закону 1885 года о железных дорогах, трамвай должен был стать дешевым решением подключения сёл, сельскохозяйственных предприятий и местных промышленных богатств в малонаселенных районах к существующей сети общественного транспорта. Действительно, в первые дни эта трамвайная линия связывала польдерные деревни, но вскоре была переориентирована в сторону моря и пляжа, так как большая туристическая востребованность берегового трамвая была очевидна с первых дней.



Если поезд был отличным способом добраться до побережья, то трамвай – стал превосходным методом изучения всего побережья, как проходящей панорамы. В XIX веке Бельгийское побережье превратилось в ослепительную полосу прибрежных городов и морских курортов. Поезд и трамвай сыграли в этом решающую роль. Появление поезда стало отправной точкой в развитии относительно пустынного региона с несколькими крепостями и рыбацкими деревнями и превращении его в крупнейший курорт. Открытие в 1838 году железной дороги Брюссель-Остенде позволило бельгийцам и иностранцам с легкостью достичь побережья. В 1863 году появился вокзал в Бланкенберге, а в 1970 – станции в Хейст, Ньивпорте и Адинкерке. Однако туристы, добравшись на поезде до одного курорта, не могли с такой же легкостью путешествовать вдоль всего побережья. К тому же в Ньивпорте и Адинкерке станции находились далеко от набережной и отелей, и туристам надо было добираться туда на лошадях. Многие отели стали предлагать свой транспорт для перевозки пассажиров их багажа от деревни до отелей на побережье.



В 1875 году возникает идея развития береговой трамвайной линии, которая должна была стимулировать сообщение между морскими курортами, улучшить доступ к пляжу, способствовать продвижению строительства вилл и гостиниц. Создание береговой линии было в интересах государства: улучшение доступности прибрежных территорий неизбежно привело бы к увеличению стоимости дюны, которая на тот момент была в собственности государства. Однако с момента возникновения идеи до ее реализации прошло десять лет. Это стало возможно только после создания в 1884 году «Национальной компании вицинальных железных дорог».



По инициативе Компании губернаторы провинций должны были представить список с желаемыми трамвайными маршрутами. В результате прибрежные муниципалитеты создали план линии «Остенде-Ньивпорт».




Первая часть линии была введена в эксплуатацию уже в начале купального сезона 5 июля 1885 года, когда первый паровой трамвай проехал между Остенде и Мидделкерке. Это была вторая вицинальная железная дорога, запущенная в эксплуатацию в Бельгии, после линии «Антверпен-Хогстратен». Осенью этого же года линия «Останде-Ньивпорт» была полностью открыта. В этом же году обсуждается расширение линии «Остенде-Ньвпорт» до Верне через Коксид, а также создание линии «Остенде-Бланкенберге».



После успеха первой линии в последующие годы на побережье были построены новые трамвайные пути, которые в первую очередь служили для связей деревень в польдерах за дюнами. Благодаря трамваю эти деревни превратились в центры морских курортов. Так линия «Остенде-Бланкенберге», открытая 1 августа 1886 года, способствовала процветанию обоих городов. В 1887 году Бланкенберге посетило 150 тысяч пассажиров. Вендёйне, в который трамвай пришел в 1906 году, превратился из крошечной деревни в излюбленный морской курорт. Вицинальные железные дороги открыли новые сферы развития туризма в дюнном поясе: трамвай открыл красоту дюн для миллионов людей и сделал привлекательным пляж. Отели, видя преимущества трамвайного сообщения, просили Национальную компанию о дополнительных остановках ближе к отелю, чтобы туристам было удобней добираться, а сами отели могли повысить свою прибыль.


Но больше всего береговому трамваю обязан Де-Хан, небольшая рыбацкая деревушка на пути линии «Бланкенберге-Остенде». Пассажиров привлекали виды на дюны и лес из окна трамвая. И вскоре здесь была создана остановка, от которой тянулись вдаль тропинки для оздоровительных прогулок в лесу и среди дюн. Приток отдыхающих в этот место повлек за собой строительство отелей в непосредственной близости с остановкой, а потом возведение отелей и вилл по всей дюне. Де-Хан превратился в популярный морской курорт. В 1902 году было построено новое здание трамвайной остановки из желтого кирпича, прекрасно сочетающееся с роскошными виллами и отелями и ставшее символом этого курорта.



При строительстве новых отелей и вилл береговой трамвай использовался для транспортировки строительных материалов. В ряде случаев для этих целей создавались временные ответвления путей от основного маршрута.



В течение первого десятилетия вицинальные железные дороги строились по существующим дорогам между прибрежными муниципалитетами. В этот период было написано: «Вицинальные железные дороги ближе к людям, чем их старший брат. У них никогда не было намерения изменить пейзаж, они адаптировались к нему. Трамвай ходит по тем же дорогам, что и люди, использует те же мосты, что и мы. Он проходит через деревенские улицы и останавливается возле местных кафе…».



Однако постепенно стало больше уделяться внимания туристическому потенциалу трамвая, который будет следовать вдоль береговой линии перед дюнами. Так 1895 году создается проект электрифицированной линии «Остенде-Вестенде» по морскому берегу перед дюнами, а не вдоль существующих дорог как ранее. Променад вдоль этой линии был создан гораздо позже.



В 1897 году электрический трамвай связал Остенде и Мидделкерке-Бад, а в последующие годы маршрут был продлен до Вестенде-Бад и Ньивпорт-Бад. После 1900 года Национальная компания вицинальных железных дорог разрабатывает планы строительства двойных трамвайных линий на наиболее оживленных участках на побережье.



В 1902 году на восточном участке береговой линии началось строительство двойной электрифицированной линии «Остенде-Бланкенберге», в то время как паровой трамвай продолжал ходить по старому маршруту в польдерах.



В 1907 году были подписаны планы по расширению линии от Бланкенберге до Хейст и подключению ее к линии «Кнокке-Весткапелле-Брюгге». Электрифицированная линия «Блакенберге-Хейст» была завершена и введена в эксплуатацию в 1911 году. А 29 июня 1912 года впервые был пущен беспересадочный трамвай «Остенде-Кнокке».



Таким образом вся прибрежная сеть вицинальных железных дорог была электрифицирована незадолго до Первой Мировой войны. Электрификация позволила повысить комфорт и скорость трамвая, который теперь в большей степени стал соответствовать элитным курортам. В то время, как в других регионах электрический трамвай заменял паровой и продолжал его маршрут, на побережье их пути разошлись. Здесь электрический трамвай в отличие от своего предшественника связывал не деревенские центры, а роскошные морские курорты. В результате паровой трамвай на побережье был списан как фермерский.



Дальнейшее строительство трамвайной линии в западной части Бельгийского побережья продолжилось в 1920-х годах после ремонта старых вицинальных железных дорог, разрушенных в период Первой Мировой войны. В 1923 году Национальная компания объявила о строительстве линии «Вестенде-Де-Панне» вдоль береговой линии.



С конца XIX века Бельгийское побережье позиционировалось как туристический продукт, поэтому не удивительно, что появление трамвайной линии на побережье оказало влияние на развитие путеводителей по этому региону. Эта линия была выгодна и удобна для представления всего побережья в одном руководстве и описания отдельных достопримечательностей и курортов. Для авторов путеводителей трамвай стал больше чем транспортное средство, он сам превратился в полноценный туристический продукт: «На маршруте между Остенде и Мидделкерке, где трамвай идет по набережной, вы можете буквально почувствовать море. После Вестенде трамвай снова исчезает в польденом пейзаже с его небольшими деревнями. Самым замечательным участком, вероятно, можно считать отрезок межу Бланкенберге и Де-Хан, где трамвай курсирует между ландшафтами нетронутой дюны и польдеров…» Прибрежные муниципалитеты и отели в рекламной продукции постоянно подчеркивали близость трамвайной линии и ее остановок: «… в 30 минутах езды от Остенде на электрическом трамвае…», «… электрический трамвай каждые 5 минут…» и т.п.



Сама Национальная компания вицинальных железных дорог в 1934 году издала роскошную брошюру «Драгоценности Бельгийского побережья», призванную привлечь голландцев в путешествие по блистательным курортам Бельгии. А два года спустя Национальная компания издала свой путеводитель «Как посетить море?» (1936), где рассказывалось о путешествии по Бельгийскому побережью на трамвае.


Благодаря трамваю побережье становится привлекательным и легкодоступным для широкой общественности. И сегодня трамвайная линия является истинным маршрутом наследия, который проходит через величественные переулки, оживленные улицы с магазинами, просторные автомагистрали или сельские пейзажи. Тут царит разнообразие: часть линии проходит вдоль набережной с видом на море, а часть – в дюнах. Из окон трамвая можно увидеть шумные и безлюдные районы, услышать грохот международного порта Зебрюгге.


Прибрежный трамвай – это театр жизни, ничто человеческое ему не чуждо. Он полон жизни – жизни людей, путешествующих в нем. Трамвай идет не только через пейзаж, но и несет рельеф и повседневную реальность. Но вернемся к пейзажу… На контрасте с крупномасштабной экономической деятельностью в порту, можно увидеть трамвайную линию, которая не всегда идет вблизи побережья, но и удаляется во внутренние районы, где можно увидеть обширные пастбища и уходящие за горизонт польдерные равнины… Можно увидеть маяк, свидетель времени, когда рыбный промысел был основным источником дохода на побережье; и здания в стиле модерн, которые превратились в национальное наследие… И море, которое исчезает за бетонными многоквартирными громадами сомнительной славы. Эти дома яркий пример времени, когда в Бельгии в 1931 году был введен оплачиваемый отпуск в течение недели, ставший новым этапом в развитии прибрежного туризма. Муниципалитеты стали ориентироваться не только на дорогое и эксклюзивное, но и на дешевое и демократичное. Живописные виллы хороши, но только многоквартирные дома могут обеспечить более экономный вид на море. Но даже это не предел экономичности, которую можно встретить на побережье. Из окон трамвая можно заметить деревянные пешеходные дорожки, уходящие через заросшие дюны к пляжу. Здесь, словно стыдясь чужих глаз, спрятан еще более демократичный способ размещения туристов – кемпинги. Не каждый может позволить себе виллу на набережной, и даже квартира с видом на море не для всех…



Между Остенде и Мидделкерке береговой трамвай продолжает свой путь вдоль набережной – и это величественное зрелище: наблюдать за морем их окон трамвая. Возможность прохождения трамвайной линии в непосредственной близости от моря связана с тем, что эти земли долгое время были королевской собственностью.



Путешествие на береговом трамвае позволяет увидеть всё разнообразие прибрежной полосы, как фабрики грёз и иллюзий. И сам трамвай неотъемлемая часть ее. Удивительно само возникновение самой длинной трамвайной линии в мире именно вдоль Бельгийского побережья, ее существование до сих пор, несмотря на наступление автотранспорта в 50-60-х годах, и сегодняшний почти аномальный успех.


Береговая линия всегда отличалась большим разнообразием трамвайных вагонов, поскольку Национальная компания вицинальных железных дорог, управлявшая береговым трамваем с 1885 года и ответственная за другие трамвайные линии в Бельгии, тестировала прототипы различных вагонов именно на побережье. Однако среди этого многообразия были вагоны, созданные специально для береговой линии.

Открытые вагоны были типичными для побережья в летнее время. Первый паровой трамвай линии, выполненный в стиле Belle Epoque, отделанный цветными деревянными панелями с применением металлических деталей, был особенно внешне привлекателен. Интерьер его был прост и функционален, пригоден как для перевозки пассажиров, так и для различных товаров. В этих вагонах существовали места 1-го класса, отделенного от 2-го деревянной перегородкой и отличающиеся подушками на деревянных лавках и занавесками на окнах. В 1897 году на маршрут был пущен электрический трамвай с отделкой из тикового дерева, получивший название «шоколадный трамвай». Деревянные скамьи в некоторых трамваях были по всей ширине вагона, так что кондуктор выполнял свою работу с подножки по бокам вагона. Эти вагоны представляли собой открытые платформы без ветрозащиты. В 1927-1928 годах по бокам были прикреплены металлические листы светло-желтого цвета, ставшие типичными для образа берегового трамвая на длительное время. К сожалению, на выставке не было ни одного открытого трамвая, однако, чтобы представить эти вагоны, вы можете посмотреть мою заметку про пещеру в Ан-сюр-Лессе, куда туристов до сих пор отвозят на трамваях открытого типа.

Закрытые вагоны. После рубежа веков на линии были запущены более комфортабельные вагоны типа ОВ (Остенде-Бланкенберге).



В них было три класса: курящий 1-ый класс с сиденьями из искусственной кожи, некурящий 1-й класс с бархатными сиденьями, и 2-ой класс с сиденьями из ротанга.



Вагоны эти были роскошны: в их отделке использовались дорогие породы дерева (например, красное) и сложные росписи на потолках.

Ко второй половине 1920-х туризм на побережье процветает, появляются стандартные вагоны, просуществовавшие до 1980-х годов. Первые вагоны были деревянной конструкции с металлической обшивкой, более поздние имели полностью металлический корпус. Вагоны были довольно прямоугольной формы с сильноизогнутой крышей.




Скамьи были установлены спинка к спинке с центральным проходом.



В 1-ом классе сиденья были из искусственной кожи, 2-ом классе – из ротанга. После Первой Мировой войны 1-ый класс был упразднен. В интерьере использовалось лакированное дерево.






Американский PCC (Presidents' Conference Committee) трамвай тестировался на Бельгийском побережье только в 1948-1949 годах, однако, его технологии были высоко инновационными, что позволило ему стать основой для всех новых трамваев последующих сорока лет. PCC – полностью электрический трамвай со складными дверьми и возможностью водителя самостоятельно продавать билеты. Возле каждого места были окна, рядом с каждым сиденьем в центральном проходе были установлены вертикальные поручни. Также трамвай отличался округлыми контурами передней части, ранее не характерными для берегового трамвая. 


Трамвай SO (Стандартный Остенде) был разработан в это же время Национальной компанией. Первые испытания его прошли в 1956 году на побережье. У него были такие же округлые контуры как у PCC и электрические раздвижные двери, однако, чтобы купить билет, пассажирам приходилось пройти весь вагон.



В вагоне были большие окна и сиденья из искусственной зеленой кожи.



Трамваи BN (Брюгге-Нивель) появились лишь после 1980 и были технически выполнены на основе PCC, но это уже был сочлененный трамвай, состоящий из двух соединенных проходом вагонов. Когда в 1991 году управление береговым трамваем перешло от Национальной компании к De Lijn, изменилось внешнее оформление трамваев: оригинальная бежевая гамма (типичная для 1980-х) была заменена фирменными желтым и белым цветами компании De Lijn. В середине 1990-х появились низкопольные трамваи, а позднее трамваи со складными сиденьями и местом для инвалидной коляски. В 2002-2003 году были введены мягкие носы, что сделало береговой трамвай более дружелюбным участником дорожного движения.




Картинки по запросу livejournal логотип