среда, 25 января 2017 г.

Как в мегаполисах устроен общественный транспорт


В 2016 году Москва пережила много транспортных перемен. В августе исчезли маршрутки, и жители отдаленных районов возмущались, что теперь им придется добираться до метро только на такси. В сентябре заработало железнодорожное Московское центральное кольцо, разгрузившее метро. Самой загадочной стала реформа наземного транспорта. Автобусы раскрасили в разные цвета, маршруты переименовали в «магистральные», «районные» и «социальные», таблички на остановках тоже расцветили, основным транспортным хабом стал Китай-город.

Если посмотреть на опыт крупных мегаполисов, меры, которые принимает московский департамент транспорта, становятся чуть более понятными. Например, раскрашивание табличек: еще в 2004 году так поступила транспортная администрация Сеула. Или деление маршрутов на «магистральные» и «районные» (принцип trunk and feeder): к нему прибегают во многих мегаполисах.


Крупные города сталкиваются со схожими проблемами: сначала монопольная транспортная система, потом засилье частных маршруток, на которые не найти управу, загруженность дорог, падение популярности автобусов и, как следствие, сокращение маршрутной сети. В мире нашли несколько вариантов решения этой проблемы.


ОПЫТ РЕФОРМ
НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
Интерактивная схема
Москва
12,3
млн чел.
Сингапур
5,6
млн чел.
Барселона
5,4
млн чел.
Сеул
10
млн чел.
В городе создана гибридная система: часть маршрутов обслуживает принадлежащий региону оператор, остальные распределяются на конкурсах между частными перевозчикам
Автобусные компании объединяются с операторами рельсового транспорта ради повышения связности
Перед внедрением реформы в городе процветал бизнес маршруток — частных перевозчиков, чутко реагировавших на запросы населения, но слабо подчинявшихся регуляторам
Город парализовывали забастовки водителей автобусов
Все частные компании были национализированы
Разделение автобусных маршрутов на магистральные, региональные и периферийные и цветовая маркировка
В городе проложены прямые экспресс-маршруты из отдаленных районов в центр

В городе есть система выделенных полос для автобусов и троллейбусов



260
км
Картинки по запросу
200
км
163
км
280
км