среда, 1 февраля 2017 г.

Троллейбусом к морю

Сохранён авторский текст статьи.

Я пришёл в 15.10. – Здравствуйте! Какой я у вас сегодня по счёту? – Здравствуйте, вы у нас сегодня первый…
Честно говоря, немного обидно, что даже не все симферопольцы знают о существовании музея истории трамвая и троллейбуса, расположенного на территории троллейбусного парка крымской столицы. А ведь таких музеев в мире – единицы, при том, что экспонаты нашего сделают честь любой, самой солидной экспозиции. 


В трёх залах представлены: летопись симферопольского трамвая ­– с момента первого пуска и до "ухода на пенсию"; история строительства горной троллейбусной трассы Симферополь - Ялта; все этапы троллейбусной жизни – от первого рейса до наших дней и много всего другого – интересного и необычного.



Здесь вы увидите уникальные фотографии, модели городского транспорта, первые компостеры и коллекцию билетов – всех, что когда-либо выпускались, узнаете о знаменитых троллейбусных династиях, познакомитесь с рекордами "рогатого друга" крымчан. Всего в коллекции представлено более 3000 экспонатов.


Торжественное открытие музея состоялось 3 ноября 1977 года. Через год музей был зарегистрирован Крымским областным управлением культуры с профилем "исторический". В разное время музей посетили гости из Великобритании, Америки, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Голландии, Польши, Финляндии, Чехии, Словакии, Швейцарии и стран Африки. На фоне этого обидно сознавать, что многие крымчане не только не были здесь, но и не слышали о существовании музея. Спешу поделиться тем, что увидел и узнал, в надежде, что и вы приобщитесь к маленькой частичке истории нашего полуострова.
В октябре 1958 года Совет Министров Украины принял решение о строительстве первой в СССР и Европе горной, междугородней троллейбусной линии Симферополь - Алушта - Ялта. Первая очередь этой линии Симферополь - Алушта протяженностью 52 км была построена и сдана в эксплуатацию в рекордно короткий срок – 11 месяцев. За это время было построено 2 троллейбусных парка в Симферополе и в Алуште, 16 тяговых подстанций, установлено более 3 тысяч опор и подвешено свыше 200 км контактного провода. Параллельно создавали инфраструктуру, возводили мосты и остановки. В мае 1959 году было организовано Крымское троллейбусное управление.

Многие, конечно, слышали, что наша горная троллейбусная трасса Симферополь - Ялта – уникальна во всей Европе по своей протяженности. Так вот, маленькая поправка: не в Европе, а во всём мире – 96 км от аэропорта Симферополь до Ялты!
12 сентября 1959 года началась обкатка контактной сети в г. Симферополе, а 7 октября было открыто регулярное движение на маршруте Железнодорожный вокзал - Марьино, протяженностью 8,5 км. Это был своего рода стартовый участок на пути к главной цели – Ялте.


И вот, спустя месяц, 6 ноября 1959 года, в торжественный обстановке был открыт первый в Европе высокогорный троллейбусный маршрут Симферополь - Алушта. Протяженность – 52 км, высшая точка трассы – 752 м над уровнем моря. Позже он будет признан самым длинным в мире!


Настоящими счастливчиками считали себя те, кто получил приглашение на самую первую троллейбусную поездку по маршруту Симферополь - Алушта. В этот день троллейбусы вышли на маршрут не только из Симферополя, но и из Алушты. Из столицы Крыма машины выехали с портретом Ленина на капоте. Алуштинские троллейбусы были украшены портретом Хрущёва. Время было рассчитано так, что Ленин с Хрущёвым "встретились" на Ангарском перевале. Там же – на наивысшей точке трассы – состоялся короткий митинг в честь этого знаменательного события.

К запуску первого междугороднего маршрута Крым получил 40 новых троллейбусов: 30 чешских "Шкод" и 10 отечественных машин. Однако, советские, увы, не выдерживали трудностей крымской горной трассы – часто ломались, да и мощности не хватало. Вскоре остались одни "чехи" и впредь по Крыму бегали только они. В дальнейшем, каждую новую модель троллейбуса "Шкода" испытывали именно на трассе "Симферополь - Ялта". Оно и понятно, это вам не стенд какой-нибудь – всё по-настоящему!


В первых троллейбусах билеты продавали кондукторы. Проезд до Алушты стоил 6 рублей 50 копеек (цена до реформы 1961 г.). Дополнительно, за эти же деньги, пассажиры получали увлекательный рассказ обо всём, что видели из окон. Роль экскурсовода выполнял всё тот же кондуктор! Водителей для троллейбусов набирали из самых опытных мастеров шоферского дела. Обучали их в Севастополе, где к тому времени уже 9 лет работало троллейбусное движение, а также был учебный комбинат.
А вот современным претендентам на управление троллейбусом даже водительские права не нужны. Здесь свои учителя и своя категория. С удовольствием берут на обучения даже совсем молоденьких девушек. Считается, что женщина за рулем более внимательна и аккуратна. Так что, у многих водителей троллейбуса сегодня нет обычных водительских прав.



Самая первая чешская головка токоприемника крепилась на деревянной штанге. Она была очень жесткая, часто срывалась с проводов, а зацепившись, нещадно рвала их. Сами деревянные штанги тоже ломались и позже их заменили на стальные, а над головкой поработали специалисты мастерских нашего симферопольского троллейбусного парка и модернизировали её так, что вызвали восхищение чешских конструкторов. В дальнейшем все головки токоприёмников, получившие название "Симферопольская", компания "Шкода" выпускала именно по нашим чертежам.




Прошло время и билетные кассы превратились в настоящие компостеры, пробивающие билеты разными рисунками из дырочек. И тут отличились наши умельцы! Чешские компостеры, установленные изначально в троллейбусах, быстро ломались и, в конце концов, ремонтники симферопольских мастерских троллейбусного парка разработали свой собственный, вечный компостер. Правда, порой они были почему-то без ручки, но вся остальная конструкция оказалась безотказна и неубиваема. Работает, кстати, по сей день.





А это один из первых компостеров, а точнее - троллейбусных автоматических билетных касс. Помните, как это было - зашёл, бросил копейки, нажал рычаг, оторвал себе билетик и стоишь, проверяешь - не "счастливый" ли он...



Один из самых интересных объектов музея – объемная панорама гурзуфского участка трассы и знаменитый мост, построенный в 1961-ом году из специально отлитых железобетонных изделий по проекту Киевского филиала «Союздорпроекта». Автор проекта – Борис Барило. Гурзуфский мост поддерживает трассу Алушта – Ялта над ущельем реки Авунда. В те годы он был одним из уникальных во всей Европе благодаря своей конструкции. Мост изогнут сразу в двух плоскостях.


Троллейбусная линия Алушта - Ялта, протяженностью 33 км была проложена тоже в 1961 году, но немного раньше окончания строительства моста, и некоторое время троллейбусы проезжали эту часть маршрута по старому отрезку дороги.



Помню одну историю, произошедшую со мной в 80-х годах в междугороднем троллейбусе. Ехал я из Симферополя в Ялту. Дело было зимой и в салоне работали электрические обогреватели, стоявшие под пассажирскими сиденьями. Один из них находился как раз под креслом передо мной. Разомлел я тогда, положил руки на спинку переднего сиденья, сверху – голову и задремал... Сплю и слышу сквозь сон объявление водителя по громкоговорящей связи: "Товарищи пассажиры, кто поставил ноги на обогреватель? Уберите!" Проходит некоторое время и он опять: "Товарищи пассажиры, уберите ноги с обогревателя, у вас горит обувь!" Вскоре я почувствовал запах гари, разносившийся по троллейбусу. Ну, что за люди, думаю, у них обувь горит – воняет уже по всему салону – а они не чувствуют! Вот народ... И тут, к своему ужасу, я вдруг осознаю, что мне страшно жжёт подошвы ног, и понимаю, что это горит моя обувь! Ну, да, я же поставил ботинки как раз на этот железный обогреватель! Сон моментально прошел, я снял ноги с калорифера, но до самой Ялты мои подошвы были горячими, а в салоне чувствовался запах горелой резины. Приехав в Ялту, я первым делом посмотрел на подошвы ботинок и увидел, что они проплавлены на середину глубины... В последствие выяснилось, что подобная история произошла с множеством моих друзей и знакомых, на том же самом маршруте!


В старые добрые времена билеты на троллейбус Симферополь - Ялта можно было купить, садясь на поезд в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Харькове, Риге и Вильнюсе. На вокзалах этих городов вывешивали специально отпечатанные рекламные плакаты, призывающие заранее приобретать троллейбусные билеты на ЮБК.


В разгар сезона троллейбусы на Алушту и Ялту отправлялись каждые 2 минуты! Одновременно между столицей Крыма и Южным берегом курсировало около 150-ти машин, совершая 500 рейсов в сутки! В советское время в год уникальный маршрут перевозил до 10 000 000 пассажиров!




У симферопольского музея троллейбуса есть свои поклонники. Один из них - гражданин Великобритании Стив Кернс, менеджер по связям компании "Транспорт Лондона". Он уже не раз побывал здесь, и всё время приезжал с подарками. Несколько лет назад из Англии приехали сразу 30 человек – все любители электрического транспорта. Они проехали на троллейбусе до Ялты и остались в полном восторге!



Хотите – верьте, хотите – нет, но самый старый на территории СНГ, до сих пор эксплуатируемый троллейбус, бегает по улицам нашего Симферополя! Это Škoda 9Tr 1972 года выпуска! Посчитайте-ка, сколько ему лет! И это при том, что гарантийный срок службы чешских троллейбусов – 10-12 лет. 

В летописи крымского троллейбуса есть и свои герои. Настоящий подвиг совершила 3 августа 1970-го года водитель Нина Круговая. На Массандровском спуске в полный пассажиров троллейбус врезался тяжёлый панелевоз. От разлившегося бензина моментально вспыхнул пожар, но Нина, несмотря на то, что была тяжело травмирована и прижата рулевой колонкой к сиденью, успела отъехать в сторону и открыть заднюю дверь. Ей самой, к сожалению, так и не удалось выбраться из горящего троллейбуса. Её имя осталось в сердцах друзей и коллег по работе и 42-х спасённых ею пассажиров.


Одна из потрясающих традиций симферопольского троллейбуса – рабочие династии! Согласитесь, это о многом говорит, когда на одном и том же предприятии работают отец, сын, а потом ещё и внук! За время существования "Крымтроллейбуса" здесь трудились и трудятся 252 сотрудника, общий стаж работы которых составляет 6 365 лет! В том числе – 83 семейные династии! Такие показатели – гордость для любой, самой солидной компании.




Даже у самого музея есть своя династия! Много лет его смотрителем был Георгий Михайлович Славный – старейший работник предприятия, участвовавший вначале в организации строительства междугородней трассы, а затем и в создании музея. Сейчас на его место пришёл сын – Андрей Георгиевич Славный. Спасибо им огромное за бережное сохранение истории нашего полуострова!

Не менее интересен в музее и уголок крымского трамвая, история которого началась задолго до истории троллейбуса. Здесь тоже много интересного: один из первых трамвайных кассовых аппаратов, коллекция билетов, необычные модификации трамвая, уникальные фотографии прошлых лет. Самый яркий и необычный экспонат здесь – объемная экспозиция в виде трамвая, идущего по одной из улиц Симферополя. Макет выполнен так натурально и качественно, что невольно возникает желание забраться внутрь!


На крыше трамвая – маршрутная доска с номером "3" и названием "Бетлинговская". Улица была названа в память о талантливом крымском враче Николае Николаевиче Бетлинге (1838–1902). В конце 19-го века, будучи доктором медицины, Н.Н. Бетлинг начал службу в Симферопольском военном госпитале. Спустя несколько месяцев он был назначен старшим врачом Симферопольских богоугодных заведений, где работал, не оставляя при этом военной службы, 33 года и 3 месяца. Вспоминая забытые имена, мы отдаем дань памяти врачам города, служение которых обществу и охране здоровья населения – неоценимо. В 1920 году улица им. Бетлинга была переименована в улицу им. Калинина. 

Ну, а самый первый трамвай на улицах Симферополя появился в июне 1914 года. Это были пробы, а уже в июле заработал и первый маршрут: "ЖД вокзал-Центр".