суббота, 11 февраля 2017 г.

Краснодар: Один день из жизни трамвайно-троллейбусного управления


Трамвай — самый востребованный транспорт в Краснодаре. Это выяснили социологи во время опроса горожан. За тем, чтобы все исправно и четко работало, днем и ночью следит огромное количество людей.




Рабочий день водителя трамвая начинается не с осмотра вагона, а с проверки своего здоровья. За рулем нужно быть максимально бдительным. Елена Абрамова так начинает свой день уже 23 года подряд. Получив штамп — к работе допущена — она выходит на линию. Несмотря на раннее утро и холод, Елена всегда в хорошем настроении и в отличной форме. Включает трамвай, а затем отопление — в салоне −5 °С.

В профессию Елена пришла во время перестройки. Трамвайно-троллейбусное управление — единственное крупное предприятие, которое закрывать не собирались. Здесь стабильно платили заработную плату, впрочем, как и сейчас. Удобен сегодня и сам транспорт. Управлять им стало проще. Не мешают в работе даже каблуки. Кресло водителя все чаще занимают женщины.

«Обслуживание у нас прекрасное сейчас, водитель никуда не лезет, руки мы не пачкаем, все на электронике, поэтому для женщин сейчас комфортно», — рассказывает Елена Абрамова.

Первый рейс отправляется ни свет ни заря — в 5:21. Отслеживает движение всех маршрутов диспетчер. На компьютерной карте красными точками отмечены трамваи. Если у кого-нибудь произойдет поломка или случилась авария, проблему решает Валентина Некрасова.

«На каждой минуте практически начинается выход наших вагонов. Всего на линии до 8:00 выходит 104 вагона. Последний в 23:55 в рабочий день и в 23:59 в выходной», — говорит диспетчер Восточного депо Краснодара Валентина Некрасова.

Смена водителя и кондуктора длится от шести до девяти часов. В конце рабочего дня они снова проверяют свое здоровье, в своеобразный медкабинет отправляют и трамваи.

— Пока пассажиры спят, в мастерской депо кипит работа. Каждый вечер абсолютно все трамваи проходят технический осмотр, и если выявляют серьезную неисправность, срочно отправляют на ремонт. Вот как этот вагон. Что тут случилось? — спрашивает корреспондент Вероника Стороженко.

— При осмотре была обнаружена неисправность карданного вала, в данный момент произвожу замену.

Карданный вал, барабанно-колодочный тормоз и много других деталей, на которых держится основная нагрузка электротранспорта, в исправном состоянии поддерживает целая бригада рабочих. Слесари, механики и электрики обеспечивают безопасную поездку. В темное время суток на трамвайных путях можно встретить и вот такую маленькую, но тяжелую машину, которая занимается шлифовкой поверхности рельсов. Именно благодаря этому пассажиров не трясет в салоне.

Но самая большая работа по ремонту и восстановлению железных машин идет в цеху на улице Мира. Штанги, пантографы, колеса, тысячи винтиков — нешуточное напряжение. Многие запчасти на предприятии производят сами. Здесь, по сути, дают вторую, а иногда и третью жизнь трамваям и троллейбусам.

Электротранспорт практически бессмертен. Каждый трамвай и троллейбус после 10-20 лет службы подлежит капитально-восстановительному ремонту. Его разбирают буквально до каркаса и наполняют новым оборудованием, а уже спустя три месяца транспорт снова готов покорять городские улицы.

В этом году полную реконструкцию пройдут восемь машин, хотя в ремонте нуждаются больше. Но сейчас в КТТУ непростое положение. Предприятие в долгах, выбраться из финансовой ямы непросто.

«Рост стоимости электроэнергии, запасных частей, материалов приводит к повышению тарифов. Если сказать по себестоимости, которая сложилась в прошлом году по всему транспорту, она составляет 23 рубля 70 копеек. То есть установленный тариф для пассажиров 23 рубля, но реально себестоимость по прошлому году 23 рубля 70 копеек», — говорит инженер трамвайно-троллейбусного управления Краснодара Геннадий Фролов.

То есть предприятие даже после повышения стоимости проезда работает в убыток. Поддерживать транспорт в рабочем состоянии становится все труднее. Продолжают дорожать запчасти, электроэнергия. Поэтому повышение стоимости проездного билета для льготников неизбежно. Тем более, что его цена не менялась с 2014 года. По мнению экспертов, экономическая ситуация требует увеличить стоимость на 30%, но власти региона нашли возможность сделать подорожание проездного более скромным — всего на 18%. Произойти это может 1 марта.