суббота, 22 апреля 2017 г.

Москва: Станция метро «Киевская» кольцевая - гимн русско-украинской дружбе


Всем известно и всем понятно, кто хочет знать и понимать, что всемирная роскошь советского и особенно сталинского метрополитена в Москве — потому так роскошна, что стремилась построить под землёй дворец коммунизма: архитектура, интерьер, пространства, скоростной транспорт, эскалаторы — синтез науки, техники и искусств.


Украшение фриза станции — торжественное шествие на золотом фоне, сходящееся к центральному символу, гербу Украинской Советской Социалистической Республики. Поскольку труд провозглашался в советскую эпоху делом, преобразующим отношения людей в братство трудящихся, постольку сюжет имеет отличительные черты «коммунистической религиозности». Расположение и ракурсы фигур более напоминают даже не классическую Древнюю Грецию, а Крито-Минойский период. И это также перекликается с представлением о новом строе как о «новой заре человечества».


Вместе с тем, украшения стен значительно больше напоминают православные иконы — «окна в события». А содержание событий в данном случае — это героические и культурные эпизоды, по мысли авторов связывающие историю двух братских народов, демонстрирующие их взаимопомощь и совместные свершения, или являющие источник вдохновения друг для друга. Все изображения в совокупности как бы иллюстрируют строки советского гимна «Союз нерушимый Республик свободных Сплотила на веки Великая Русь». Парадоксальная, не знавшая аналогов в истории «Красная Империя», в которой подвиги центра не прославлялись — как в иных империях — в виде изображения толп туземцев, несущих дары к чужому престолу.


«Сплочение навеки» Русью свободных республик Союза не выдержало испытания ссорой 1990-х годов, когда все бросились выяснять, «кто кого кормит». Но художественные артефакты той эпохи, продолжающие быть частью нашей жизни, должны со временем привлечь к себе более пристальное внимание. Ибо с этих стен на нас смотрит мечта о прекрасных людях. И эта мечта ждет своего воплощения.
















Начинаем разглядывать интерьеры этого дворца — станция за станцией. Бросается в глаза тоже известное, но может быть — не всем: коммунистический идеал стоит на плечах классической, олимпийской античности, Древней Греции больше, чем Древнего Рима. Молодые, здоровые, сильные, умные, — вот его человеческий состав. Но в метрополитене он не ходит военным строем, а добивается своих, хоть и принадлежащих всему советскому народу и всей советской стране, личных рекордов — только личным усилием, личным подвигом, самоотверженным индивидуализмом.

Во что это стало превращаться уже в 1950—1980-е годы, во что это часто превращается теперь — умолчим. Хорошо, что теперь в Московском метрополитене есть новые художественные образцы: городские, литературные, даже интимные и светлые.

Ясно одно: бетонные казармы западных метрополитенов — не наш путь. И не должен быть нашим.


Арки пилонов обрамлены орнаментом. Со стороны путевых залов наличниками окружены бронзовые вентиляционные решетки. Путевые стены и нижняя часть пилонов облицованы коелгинским мрамором, пол выложен серым гранитом. На торцевой стене портрет Ленина (когда-то Сталина) в окружении знамен. Вестибюль в виде круглого зала с портиком ионического ордера и оштукатуренным куполом. За колоннадой портика, в верхней части стены, фриз из флорентийской мозаики «Достижения Советской Украины». Кассовый зал огибает эскалаторный зал полукругом. При входе — оригинальные колонны с советской символикой, потолок кессонный.