вторник, 4 апреля 2017 г.

Москва: По МЦК поедут двухэтажные поезда


ОАО «РЖД» совместно с правительством Москвы договорились о сокращении интервалов движения поездов на Московском центральном кольце. С 1 мая в часы-пик поезда будут курсировать каждые 5 минут, а в остальное время – 10 минут. Уменьшение межпоездного интервала связано с увеличивающимся пассажиропотоком МЦК и необходимостью предоставления для пассажиров более комфортных условий поездки.

На том же совещании рассматривались и другие планируемые к реализации мероприятия для увеличения провозной способности МЦК.

В частности: дальнейшее снижение интервалов, увеличение количества вагонов в поезде до 7 и переход на эксплуатацию двухэтажного подвижного состава.

Несмотря на то, что кольцо эксплуатируется уже больше 6 месяцев, пассажиропоток на нём продолжает расти. Сейчас ежедневно в будни кольцом пользуются 345,6 тыс. пассажиров, а рекордный пассажиропоток был зафиксирован 14 марта – 364,5 тыс. пассажиров. 31 марта МЦК перевезло 50-миллионного пассажира с момента запуска его в пассажирскую эксплуатацию. Уже сейчас на ряде перегонов загрузка поездов приближается к границе комфортной отметки (то есть более 4 чел. на кв. метр).


Перевод линии в режим работы с интервалами 5/10 позволит увеличить провозную способность на 20% до 360 тыс. пасс в сутки. При этом для реализации таких объёмов движения потребуется увеличение количества «Ласточек» на 9 составов. При этом, 5 минут – далеко не предел минимального интервала, система сигнализации на кольце позволяет эксплуатировать поезда с интервалами до 3 минут. Правда, есть некоторые сомнения, относительно того, что железнодорожники действительно поедут с такими интервалами, а вот 4 минуты является вполне реалистичным вариантом после того, как будут построены все недостающие для такого интервала составы.


Другое возможное направление увеличения провозной способности – увеличение числа вагонов в составах. Сейчас по кольцу курсируют 5-вагонные «Ласточки», но Siemens совместно с производителем «Уральские локомотивы» уже спроектировали дополнительную промежуточную секцию из двух вагонов, что позволяет увеличить вместимость каждого поезда на 40% с 1500 до 2100 пассажиров на каждый поезд.

Салон «Ласточки», адаптированный для МЦК

Очевидно, что переход на 7-вагонные составы будет осуществляться после введения 4-минутного интервала, если провозные способности кольца будут исчерпаны. Пока на ближайшие пару лет ожидается увеличение нагрузки на 65 - 70 тыс. пассажиров в сутки, что связано в первую очередь с организаций удобных пересадок на железнодорожные платформы и строительством новых пересадочных станций метрополитена.


И последним этапом в увеличении провозных мощностей будет перевод МЦК на обслуживание двухэтажным подвижным составом.


Одним из вариантов является эксплуатация двухэтажных составов Stadler KISS – модели, которая изначально разрабатывалась под заказ «Аэроэкспресса». Производство этих поездов уже налажено в Белорусском Фаниполе, они полностью соответствуют всем отечественным нормам и сейчас завершается их сертификация. Правда, есть рад важных моментов, во-первых, для покупки этих составов, ОАО «РЖД» потребуется заключение нового контракта на не менее чем 48 составов. Очевидно, что это будет очень внушительная сумма. Во-вторых, двухэтажный «Штадлер» с трудом проходит негабаритные по высоте места – от крыши до контактного провода остаётся такое небольшое расстояние, что полупантограф складывается. В Гагаринском тоннеле ему может быть тесновато.

Электропоезд ЭШ-2 для Аэроэкспресса

А вот вторым вариантом выглядит очень интересное решение. Очевидно, что возможность эксплуатации двухэтажников уже обсуждалась со специалистами Siemens ранее, поэтому они успели разработать свою модель Siemens Desiro MCC.


Siemens Desiro MCC создан на всё тоже платформе Desiro, на которой базируются эксплуатируемые ныне поезда «Ласточка» (заводское наименование которых Siemens Desiro Rus). Их производство может быть налажено на всё там же заводе в Верхней Пышме, где сейчас производят «Ласточки». И самое главное, что их производство будет возможно без дополнительных затрат со стороны ОАО «РЖД»: существующий контракт на 240 составов «Ласточка» может быть изменен таким образом, чтобы уменьшив общее число производимых составов, заменить модель на двухэтажную.

Давайте посмотрим, что же за состав будет в будущем курсировать на МЦК.


Siemens Desiro MCC является адаптированной под российские стандарты версией поезда Siemens Desiro HC, которые были заказаны «Немецкими железными дорогами» для эксплуатации в Рейно-Рурской агломерации. Версия для МЦК отличается выходом на высокие платформы (в России платформы выше, чем в Германии), адаптированной электроникой и увеличенным числом вагонов в составе (с 4 до 7). При этом, собственно двухэтажными являются только 2, 3, 5 и 6-й вагоны. Остальные вагоны будут моторными с размещёнными на них пантографами – немцы учли опыт Швейцарцев при проектировании двухэтажных составов в России.


Или вот так.

Новый поезд для российских условий еще предстоит построить и сертифицировать, поскольку это процесс не быстрый, строительство первого состава уже стартовало на немецком заводе Сименса в Крёфельде. Презентация первого состава пройдёт на международной выставке Иннотранс-2017.

Картинки по запросу livejournal логотип