пятница, 28 апреля 2017 г.

Общественный транспорт XVII века


Расскажем о прародительнице системы общественного транспорта, запущенной в Париже в XVII веке.

Принято считать, что история городского общественного транспорта началась с конки. Однако еще в XVII веке в стремительно меняющемся Париже была изобретена система общественных карет. Эта система надолго опередила свое время,но получила невероятную популярность среди парижан.

Предпосылки

Долгое время частные кареты были чудовищно дорогими. Лишь не многие могли себе позволить иметь собственный экипаж. Обладание каретой было признаком высокого социального положение. Те, кто не мог позволить себе такую роскошь, могли взять карету в аренду. И тем не менее при минимальной цене в 6 ливров за день и этот сервис оставался недоступным для большинства жителей Парижа. Менее состоятельные путешественники могли совержить вояж из одного города в другой в дилижансе, но такая служба не была доступна внутри города.

В чем состояла суть новой системы?

В 1662 году математик Блез Паскаль и аристократ Артюс Гуффье получили от короля патент на свое изобретение – систему городского общественного транспорта. Вот, в чем состояла эта система: кареты, запряженные четверкой лошадей ходили по четкому расписанию и маршруту. Интервал между каретами составлял всего 7-8 минут, что до сих пор является нормой для самых популярных автобусных маршрутов в часы пик. Изобретатели системы подчеркивали на рекламных плакатах, которые они развесили по всему городу “Всегда будет быстрее подождать нашу карету, чем приготовить вашу собственную”. Первая карета выходила на маршрут в 6.30 утра. А заканчивали они свою работу в 6.30 вечера зимой и с наступлением темноты летом.

На каждом маршруте работало 12 карет. Они перевозили 8 пассажиров и 2 служащих одновременно. И полностью объезжали маршрут 10 раз в день. Цена проезда равнялась 5 су – это было в 24 раза дешевле, чем нанять на день самое дешевое средство передвижения.

Социальный уравнитель

Благодаря небольшой цене и удобству кареты стали неким социальным уравнителем. Небогатое население наконец-то смогло себе позволить передвигаться на транспорте, а для высшего сословия это и вправду было удобнее и быстрее. Поначалу аристократы, не желая делить рядом с простым людом, выкупали все места в карете, что все равно было дешевле, чем нанять собственный экипаж. Однако руководство компании быстро запретило это делать, так как главной своей целью Паскаль и Гуффье видели сделать транспортную систему по-настоящему доступную для каждого.


Это был успех

Сестра изобретателя Жильберта Паскаль-Перье так описывала день запуска первого маршрута:

“Люди стояли на по всему пути следования карет и наблюдали, как они проезжают мимо. Все улыбалсь, повсюду слышался восхищенный смех.Всех хотелось, чтобы такая карета появилась и у них в квартале...Уже в это самое первое утро многие кареты были полны”.

Маршруты

Так как первый маршрут, который проходил между улицей Сент-Антуан возле площади Руаль и Люксембурским дворцом, имел ошеломляющий успех,уже через несколько недель был запущен второй маршрут. Линия № 2 начиналась на площади Руаль, шла через аристократический квартал Маре и заканчивалась возле Лувра. Линии пересекались около улицы Сен-Дени. Там,как объясняли рекламные плакаты, пассажиры могли легко переместиться в другую карету. Так была изобретена пересадка.

Уже через месяц изобретатели замахнулись и на третию линию. Она связала север и юг города, протянувшись от улицы Монмартр через исторический рыночный квартал Ле-Аль, через Пон-Нёф к Люксембургскому дворцу. В июне 1662 года был запущен самый длинный маршрут из всех – кольцевая линия, которая тянулась “по периметру Парижа”. Маршрут разделялся на 6 зон. Пассажиры могли проехать 2 зоны по одноу билету, но как только они въезжали в третью зону, следовало заплатить снова.

Трудности

Несмотря на то, что в Париже, в отличие от других столиц, в середине XVII века идея общественных мест получила широкое распространение, аристократии все-таки не нравлось ездить в одной карете с простым людом. Под давлением зажиточных парижан руководство компании все-таки вынуждено было запретить низшему сословию пользоваться каретами.

“Чтобы буржуа чувствовали себя лучше, – сообщало объявление, – солдатам, слугам и простым рабочим отныне запрещается ездить в каретах”.

Изгнанные из карет граждан в тот же день нанесли ответный удар. На многие из карет были совершены нападения. Чтобы защитить возниц и пассажиров, правительство издало указ, объявлявшее преступлением любые угрозы возницам. Наказанием была объявлена публичная порка и штраф в 500 ливров – стоимость 2 тысяч поездок в общественной карете.

Несмотря на популярность в первые годы эксплуатации маршрутов, компания вскоре стала переживать значительные финансовые трудности. В разоренном революцией Париже мало кто из горожан мог позволить себе что-то кроме самого необходимого. В 1691 году Артюс Гуффье продал свою долю в компании. А второго изобретателя, Блез Паскаля, к тому времени уже не было в живых. Через какое-то время кареты перестали ходить.

История нововведений часто бывает прерывистой; великие идеи надолго забываются, а затем изобретаются вновь. После того, как закрылась компания Паскаля и Гуффье закрылась, в Париже не было общественного транспорта вплоть до 1828 года, когда между Порт-Сен-Мартен и церковью Мадлен начали ходить первые омнибусы. Но это уже совсем другая история...