понедельник, 5 июня 2017 г.

Силезия – столица польского трамвая


В Силезии и Заглембе действует одна из крупнейших трамвайных систем в Польше. Транспортная связь между основными городскими центрами на территории силезского-домбровской агломерации охватывает 13 городов и обслуживается Коммунальным союзом сообщений Верхнесилезского промышленного округа «KZK GOP».


В Польском воеводстве Силезия действует крупнейшая в мире междугородная трамвайная сеть, соединяющая сразу 13 городов. Высокоурбанизированый промышленный район с центром в Катовице пронизывают 38 трамвайных маршрутов, общая протяженность которых превышает 300 км.



Начало сети было положено еще в 1894 году с открытием узкоколейной линии от Бытома до Вельке-Пекары. В первой половине XX века шло интенсивное строительство линий между отдельными городами, а в 1940 году было принято решение объединить все маршруты в единую систему, которая используется и по сей день. На некоторых маршрутах до сих пор можно встретить раритетные трамваи с деревянными скамейками.


Среди городов, через которые проходят трамвайные линии, необходимо упомянуть Катовице, Мысловице, Руда-Слёнска, Семяновице-Слёнске, Свентохловице, Забже, Гливице, Бендзин, Бытом, Хожув, Челядзь, Сосновец и Домброву-Гурничу. Эти города, в большинстве объединённые в Верхнесилезский мегаполисный союз «GZM», формируют структуру по принципу сообщающихся сосудов. Их жители ежедневно курсируют между отдельными городскими центрами на территории 27 гмин, добираясь к месту работы, в школу и в университет. Рядом с железнодорожными, троллейбусными и автобусными соединениями, недостатком которых является длительное время пути, междугородную транспортную связь обеспечивают около 30 трамвайных маршрутов. Общественным транспортом, управляемым «KZK GOP», ежедневно пользуется около одного миллиона жителей, что дает более 300 млн. пассажиров в год. Обслуживание системы трамвайного транспорта в Верхнесилезской агломерации ведётся обществом «Силезские трамваи», действующим по поручению «KZK GOP».


Мегаполис «Силезия» в цифрах

Около 2 миллионов жителей и территория площадью в 1 200 км², позволяют классифицировать территорию Верхнесилезского мегаполисного союза Мегаполиса «Силезия» на одном уровне с вдвойне меньшей Варшавой. Верхняя Силезия имеет самую обширную трамвайную сеть в Польше. В то же время с 2007 r., когда был основан «GZM», наблюдается тенденция консолидации городов, с которой связаны многочисленные инвестиции, в том числе в трамвайной инфраструктуре. Общая продолжительность трамвайных путей, эксплуатируемых «Силезскими трамваями» на территории Силезии и Заглембя Домбровского, составляет несколько сотен километров.

Созданный «GZM» проект, под названием Мегаполис «Силезия», направлен на развитие Силезской агломерации и Заглембя, а также создания крупного мегаполисного центра. Идеалом для подражания может являться Рурский регион, крупнейшая агломерация Германии, который, как и Силезия расположен на бывшей промышленной территории.

Силезские трамваи под патронатом Евросоюза с 1996 г. общество «Силезские трамваи», реализует при оказании финансовой поддержки из государственного бюджета проект – «Комплексная реконструкция трамвайной инфраструктуры в агломерации Катовице». В 2011 г. Мегаполис «Силезия» начал реализацию проекта «Модернизация трамвайной и троллейбусной инфраструктуры в Верхней Силезии агломерации», который предусматривал строительство и реконструкцию трамвайной сети Верхней Силезии. Проведение восстановительных и строительных работ стало возможным благодаря получению 384 561 390 PLN, выделенных из средств Фонда сплочения в рамках Операционной Программы Евросоюза «Инфраструктура и Окружающая среда». Успешная реализация проекта стала стимулом для «Силезских трамваев» в планировании очередных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру. Планируется отремонтировать трамвайные пути протяжённостью несколько десятков километров.


Трамвайный мегаполис «Силезия»

«Силезские трамваи» приняли решение об использовании на многих участках современных, безбалластных конструкций верхнего строения пути, поставляемые компанией TINES. В ряду наиболее значимых инвестиций, реализуемых в настоящее время в Силезии, необходимо отметить реконструкцию интегрированного железнодорожно-автодорожного покрытия в городах Бытом и Хожув. Среди завершённых проектов внимания заслуживает модернизация трамвайного пути в центре города Катовице, реконструкция интегрированного железнодорожно-автодорожного покрытия (LC-L) в городах Забже, Бытом и Сосновец.

Хожовская инвестиция на участке от ул. Галечки до ул. Домбровского через ул. Армии Крайовей является одной из крупнейших реализаций TINES, выполненной с использованием системы LC-L. В этом случае, кроме интегрированного железнодорожно-автодорожного покрытия использовались также виброизоляционные маты (TRACKELAST), а на участке от пересечения с ул. Домбровскего до границ города Свентохловице при ул. Армии Крайовей – системы рельса в защитном слое (ERS). Плиты системы LC-L будут использоваться также в верхнем строении пути на ул. Стшельцув Бытомских в г. Бытом и на переездах ул. Ягеллонской и Карола Мярки.

Из завершённых реализаций также следует вспомнить о модернизации трамвайного пути в центре города Катовице от Площади Свободы до рыночной площади, где использовалась система рельса в защитном слое (ERS-M) с профилями до уровня головки рельса. Интегрированное железнодорожно-автодорожное покрытие (LC-L) было применено при модернизации трамвайного пути на Ал. 3 Мая в г. Забже, реконструкции ул. Свентохловицкей и Лагевницкей на участке от границы с г. Свентохловице до Замлыня в г. Бытом, а также на ул. Ягеллонской и Карола Мярки в г. Бытом. В г. Сосновец компания поставила элементы верхнего строения пути, необходимые для реконструкции трамвайно-автомобильных переездов в ходе ул. Бендзинской, от ул. Новопогонской до границ города.

В Силезии отказ от использования верхнего строения пути на балласте был продиктован соображениями повышения качества и охраны окружающей среды. Наш опыт показывает, что переезды, выполненные в безбалластной технологии, отличаются более продолжительным сроком эксплуатации, исчисляемым десятками лет, что подтверждают многочисленные проекты в странах Западной Европы, таких как Нидерланды, Германия и Франция. По сравнению с балластными конструкциями, они характеризуются большей эффективностью гашения вибраций и шума, возникающих в результате движения рельсовых транспортных средств.

Перспективы для Верхней Силезии и Заглембя

Города, входящие в состав Верхнесилезского мегаполисного союза «GZM» представляют собой большой потенциал для инвестиций в трамвайную инфраструктуру. Благодаря получению средств из европейских фондов возможным стало расширение основных трамвайных линий, расположенных на территории Силезско-Домбровской агломерации. Примером может послужить трасса бытомского трамвая №7, который спустя шесть лет после отмены движения по этому маршруту, возобновил трамвайную коммуникацию между Лагевниками и центром города. Стоит отметить, что использования ожидает ещё одна часть средств Европейского фонда, выделенных на период 2014 – 2020, которые позволят продолжить инвестиции в трамвайные пути и переезды. Для жителей Верхней Силезии и Заглембя это означает возможность улучшения транспортных коммуникаций и качества жизни населения.