воскресенье, 27 мая 2018 г.

Москва: Что не так с проектом московских ж/д диаметров


Проект Московского центрального кольца оказался столь успешен, что столичные власти решили пойти дальше и реализовать идею московских железнодорожных диаметров. О начале работы было объявлено в 2017 году, а первые электрички анонсированы на конец 2018-го. Уже тогда эта идея вызывала скепсис. Теперь сроки сдвинуты.

Что такое МЦД

МЦД – московский центральный диаметр. Диаметр – это когда пригородная электричка не приходит на вокзал в центр Москвы, а проходит столицу на сквозь и делает конечную остановку в другом пригороде. Таким образом, одна электричка объединяет сразу два маршрута.

Что есть сейчас

Идея диаметров в столице не нова и уже отчасти реализована. Например, есть электрички, переходящие с Савеловского на Белорусское направление и обратно, а также с Курского на Рижское и Белорусское. То есть уже сегодня можно уехать без пересадки, например, из Лобни в Одинцово или из Нахабино в Подольск.


Таких сквозных электричек, правда, в расписании не большинство, большая часть приходит на вокзалы в тупики, но в часы-пик они есть. Вот, например, расписание отправления сквозных электричек из Лобни в Одинцово по утрам: 3:25, 4:30, 4:50, 5:07, 5:23, 5:31, 6:07, 6:37, 7:07, 7:27, 7:36, 7:52, 8:07, 8:40, 9:36, 9:48.

Именно эти два направления – Лобня – Одинцово и Нахабино – Подольск – были выбраны столичными властями в качестве пилотных для реализации проекта. На них уже существуют соединительные ветки и опыт эксплуатации электричек по этим направлениям.

Чем МЦД будет отличаться от того, что есть сейчас

Если сейчас электрички ходят не регулярно и всего по 2-3 направлениям, то проект МДЦ предполагает создание на первом этапе семи маршрутов с последующим увеличением до 17.


Власти обещают интегрировать систему оплату с московской транспортной системой – то есть больше никаких разовых бумажных билетиков. Через турникеты можно будет пройти по «Тройке», а позже сделать бесплатную пересадку на метро или МЦК.

Кроме того, будет обновлен подвижной состав. В мэрии говорили о том, что электрички, которые будут ходить по МДЦ, должны быть не хуже «Ласточек» (на МЦК). Это будут «Иволги» производства Тверского вагоностроительного завода.


А что со сроками

Когда в 2017 году мэр Москвы Сергей Собянин представлял проект Владимиру Путину, речь шла о запуске первой ветки к концу 2018 года. В качестве первого направления было выбрано Лобня – Одинцово.


Уже тогда было понятно, что сроки взяты из воздуха. На значительной части платформ Савеловского и Белорусского направления отсутствовали (и отсутствуют по сей день) турникеты, включая Лобню. Кроме того, не очень понятно, как увязать заявленный интервал МЦД в 5-7 минут с движением Аэроэкспрессов (раз в полчаса без остановок) и поездов РЭКС по Савеловской ветке в Шереметьево. Очевидно было и то, что новый подвижной состав в столь короткие сроки закупить невозможно.

Со временем проект претерпел изменения. Теперь уже говорят о сроках запуска – 2019 год. И о том, что подвижной состав в первое время будет – обычные электрички. И что интервалы движения составят до 15 минут.

В общем, все идет к тому, что на первое время ничего толком и не поменяется. Ведь и сейчас на двух пилотных направлениях регулярно ходят обычных электрички. Может, чуть интервал уменьшат.