четверг, 21 июня 2018 г.

Китай объявил «Шелковый путь» через Россию провальным


Проект нового «Шелкового пути», который должен был соединить Пекин с Берлином, объявлен нерентабельным. К такому неутешительному для России выводу пришла китайская государственная компания по прокладке железнодорожных магистралей China Railway Eryuan Engineering Group.

Согласно ее расчетам, общий объем инвестиций в строительство высокоскоростной железной дороги, проходящей по территории Китая, Казахстана, России, Белоруссии, Польши и Германии, оценивается почти в 10 триллионов рублей. Причем российский участок магистрали является самым дорогим и обойдется не менее, чем в 4,5 триллиона.


Чтобы окупить такой проект потребуются фактически беспроцентные кредиты и около 30 лет. А если исходить из первоначальных планов о привлечении более 60% всех средств в виде долговых обязательств, то проект высокоскоростной железной дороги не окупится практически никогда.


Воссоздание «Шелкового пути» в политическом плане очень выгодно как России, так и Китаю. Экономическая составляющая также представляется довольно привлекательной: китайские товары устремятся в Европу, минуя перегруженный Суэцкий канал, а Россия сможет зарабатывать на транзите. Однако реализовать столь масштабный проект на деле является задачей, находящейся на грани фантастики. Впрочем, по мнению ряда экспертов, такими информационными сбросами китайцы лишь пытаются выбить для себя лучшие условия.

Новый «Шелковый путь» позиционируется Китаем как проект, от которого выиграют все. Пекин настаивает на том, что задумка носит исключительно экономический характер и не нацелена на получение геополитической выгоды. Несмотря на все положительные качества транспортного коридора в Европу, есть у проекта и свои противники.

К примеру, давний исторический противник Китая – Япония. Еще на заре первых разговоров о новом «Шелкового пути» официальный Токио заявил о нежелании участвовать в нем. При этом, руководство Страны восходящего Солнца выразила намерения вложить более 110 млрд долларов в транспортные проекты в Азии, которые будут напрямую конкурировать с «Шелковым путем».


К примеру, речь может идти о строительстве моста, который свяжет Японию и российский остров Сахалин. Особенно актуальной эта идея становится на фоне разговоров в самой России о строительстве мостового перехода на остров. Таким образом, Токио может получить уникальный шанс связаться с материковой частью Евразии и далее поставлять свои товары транзитом через Россию.