воскресенье, 8 июля 2018 г.

Теплый и ламповый автобус ЗиЛ-158


Изначально предполагалось, что туристическая версия ЗИЛ-158А будет выпускаться крайне малыми партиями, а потому ее существенные отличия от обычного городского автобуса ЗИЛ-158 серьезно не повлияют на быстрое освоение производства последнего взамен ЗИЛ-155.

Однако после осмотра образцов руководство отраслью приняло решение выпускать обе модификации с единым кузовом, за основу которого приняли кузов опытного туристического автобуса ЗИЛ-158А (образец №3).

Опытный образец ЗиЛ-158

Серийное производство автобусов ЗИЛ-158 началось в августе 1957 г. накануне открытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов, поэтому все первые автобусы оказались выпущены в модификации повышенной комфортности ЗИЛ-158А с застекленными скатами крыши. Впоследствии туристические автобусы ЗИЛ-158А производились лишь небольшими партиями по отдельным заказам.



С 1 октября 1957 г. завершился выпуск ЗИЛ-155, и основу производственной программы завода составили автобусы ЗИЛ-158 с городской планировкой салона. При этом городские автобусы могли выпускаться как с застекленными скатами крыши (такие автобусы в улучшенной комплектации некоторое время изготавливали для Москвы), так и без остекления. На индексе автобуса эти изменения не отражались.



В течение первого года производства автобусы ЗИЛ-158 неоднократно подвергались небольшим конструктивным изменениям. Например, с ноября 1957 г. они получили облегченный маховик, с декабря — масляный насос повышенной производительности, новый поддон картера и новую защиту АКБ, с июля 1958-го — дополнительный резонатор в выпускной системе для снижения уровня внешнего шума, с августа того же года — новые шестерни дифференциала.



Также часть автобусов с июля 1958 г. собирали с жесткими деревянными сиденьями из бакелизированной фанеры — они назывались ЗИЛ-158Б. В свою очередь, на автобусах, выпускавшихся с мягкими сиденьями, пружинный каркас подушки заменили губчатой резиной.


В связи с реорганизацией производства на Московском автозаводе, вызванной расширением выпуска грузовых автомобилей, строительством автобусов ЗИЛ-158 в 1959-1960 гг. занялся вновь созданный Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ). Всего на ЗИЛ было изготовлено 9536 автобусов ЗИЛ-158 всех модификаций.

ЗиЛ-158В производства Ликинского автобусного завода