пятница, 13 июля 2018 г.

Советский автобус ЗИЛ-159, который так и не вышел на маршруты


При разработке ЗИЛ-159 учитывались пожелания эксплуатационников, высказанные ранее при обсуждении проектов автобусов ЗИЛ-129. Сборку опытного образца ЗИЛ-159 в экспериментальном цехе закончили в декабре 1958 г. Автобус сохранил заднемоторную компоновку, карбюраторный двигатель V-8 и ГМП.

Но весь силовой агрегат теперь располагался продольно, что позволило аннулировать угловой редуктор и применить стандартный ведущий мост типа ЗИЛ-158, а трехступенчатый гидротрансформатор получил возможность работы в режиме тормоза-замедлителя. Управление сцеплениями — переключение с гидравлической на механическую передачу и обратно — могло осуществляться как в автоматическом, так и в ручном режиме (селектором на рулевой колонке).


В свою очередь коробка передач управлялась вручную традиционным рычагом и также имела две ступени — прямую и пониженную, которая предназначалась только для движения в сложных дорожных условиях.


Кузов с клепаным дюралевым каркасом и обшивкой из стальных и дюралевых панелей создавался без оглядки на серийные автобусы ЗИЛ, но по общей архитектуре и ряду конструктивных решений (таких, как верхний забор воздуха) был схож с моделью ЛАЗ-695Б. Принципиальным же отличием от автобусов «Львов» являлось расположение передней двери в пределах колесной базы.


Благодаря более рациональной планировке салона и расширению дверных проемов, понижению уровня подножек в дверях удалось значительно ускорить пассажирообмен на остановках в сравнении с ЗИЛ-158. Из особенностей машины можно отметить гидроусилитель руля, раздельный пневмопривод тормозов и обогрев места кондуктора.


В 1959 г. ЗИЛ-159 экспонировался на Всесоюзной промышленной выставке в Москве, а затем был передан для эксплуатационных испытаний в столичный автобусный парк. Изначально установленный на автобус шестилитровый двигатель показал недостаточность тяговых свойств и был заменен на семилитровый.


В целом конструкция автобуса ЗИЛ-159 была признана перспективной, но освоению его выпуска помешал перевод всего автобусного производства из Москвы в Ликино-Дулево. Первое время на ЛиАЗ на основе проекта ЗИЛ-159 готовили свою модель ЛиАЗ-675, но впоследствии переключились на более вместительную модель ЛиАЗ-677.


Комментариев нет:

Отправить комментарий