понедельник, 9 июля 2018 г.

Автобус "тяни-толкай" из СССР


Полвека назад во многих советских городах можно было наблюдать картину, когда в час пик на маршруты выходили автобусы и троллейбусы с прицепами. В качестве прицепов чаще всего использовались другие такие же автобусы и троллейбусы, только более старые, списанные, с демонтированными моторами. Больших «гармошек» Ikarus, поставляемых из Венгрии, не хватало, и транспортникам приходилось выкручиваться при помощи вот таких «подручных средств». В подобные сцепки действительно влезало вдвое больше народу, вот только и скорость их передвижения (и без того скромная) с двойной нагрузкой становилась совсем уж «тоскливой», и не во всякую горку они способны были заехать из-за нехватки мощности…

Тогда в 1973 году киевский институт «ГосавтотрансНИИпроект» по заказу Министерства автомобильного транспорта Украинской ССР разработал пассажирский автопоезд, состоящий из двух совершенно одинаковых автобусов ЛАЗ-695М, каждый из которых имел свой двигатель! Управление прицепным звеном осуществлялось из кабины переднего автобуса при помощи пневмоэлектроприводов.


Киевский активный автопоезд особо большой вместимости выглядел весьма перспективно: для него не требовалось освоения нового кузова или нового двигателя, но при этом он перевозил 130 человек и обладал большим запасом мощности (суммарно – 300 л.с.: огромная по тем временам цифра!).


Испытывать диковинную сцепку отправили в Подмосковье, на автополигон НАМИ под Дмитровом. На скоростях до 50 км/ч автопоезд в целом зарекомендовал себя хорошо, причем в любых режимах движения. А вот при дальнейшем увеличении скорости прицеп начинал «гулять» из стороны в сторону, и чем более неровной была дорога, тем сильнее он «убегал». Кроме того, поведение прицепного звена сильно менялось при перегрузке (что было бы обычным делом в час пик). В результате до реальной эксплуатации с пассажирами этот интересный автопоезд так и не допустили.