воскресенье, 14 октября 2018 г.

Как в России появились плацкартные вагоны


Вагоны третьего класса с привычной нам по плацкарту компоновкой были уже в Российской империи. И тогда столыпинские вагоны считались самыми комфортабельными в мире среди предназначенных для массовых низкобюджетных перевозок.

К привычной нам форме вагоны пришли не сразу. Производители техники во всём мире (и в Российской империи тоже) экспериментировали с формами. Так, на одном из этапов, например, каждое купе имело отдельный выход (так быстрее было производить посадку), а если вагон и имел общий коридор, то тот был открытой платформой, и всё выстуживалось. И пассажиры, и проводники перемещались между вагонами по открытой сцепке. О туалетах речи и вовсе не шло — хотя в багажных вагонах они были.


Постепенно вагоны приобретали более привычный нам вид. В них появилось отопление и уборные — да, в вагонах всех классов, включая третий. Совершенствовалась сцепка. Стали делать закрытые тамбуры, общие коридоры, двери в торцах вагонов.

А затем произошёл своего рода прорыв: когда коридоры стали делать не по центру вагона, а чуть сбоку, с одной стороны образовались лавки, достаточно длинные для того, чтобы на них спать.


Сохранилось, например, описание вагона третьего класса, построенного Ковровскими мастерскими в 1892 году. Там идея была в том, что днём пассажиры ехали на поперечных сиденьях (как сейчас полки в купейной части вагона), а на ночь сиденья откидывались и раскладывались так, что внизу образовывалось спальное место на троих (без прохода между полками). Спинки же сидений поднимались, и вверху тоже получалась трёхместная лежанка. А сбоку всё было примерно как сейчас, только верхняя полка была тоже из спинок сидений, то есть составная.

История плацкартного вагона была бы неполной без пояснения, что означает само слово "плацкарта". Дело в том, что привычный нам цельнометаллический вагон стали массово выпускать в послевоенной Германии, в городе Аммендорфе (ГДР).

И слово "плацкарта" — немецкое, от Platz-Karte. Так называлась квитанция, удостоверяющая право на место в поезде (как сейчас билет). До сих пор слово используется и в этом значении. В электронном билете РЖД, например:


Вот та часть стоимости билета, которая обозначена как "плацкарта", — это собственно стоимость места. А всё остальное — по сути, удобства и т.п.

Слово "Аммендорф" среди любителей железных дорог превратилось в нарицательное — так стали называть не только город, но и вот эти классические вагоны. Позже завод стал выпускать купейные вагоны и вагоны-рестораны (вот их можно встретить до сих пор на территории бывшего СССР).

Также в послевоенное время выпуск вагонов по аммендорфовским чертежам наладили в городе Калинине (сейчас это Тверь и Тверской вагоностроительный завод). Из-за дефицита материалов поначалу вагоны третьего класса делали жёсткими.


Тогда и появилось деление на "жёсткий вагон" — плацкартный и "мягкий" — комфортабельный, роскошный. И хотя полки теперь во всех вагонах делают мягкими (ещё с 60-х годов), а "мягким" вагоном называют скорее СВ и "люкс", чем купе, в речи и в книгах такие понятия ещё остались.

Сейчас активно ведутся дискуссии о том, что РЖД планирует убрать плацкартные вагоны вовсе. То, что было прорывом лет сто назад, сейчас воспринимается как низкий уровень комфорта и публичный стриптиз. Хотя пассажиры готовы с этим поспорить: плацкартные вагоны считают более безопасными (открытое пространство), в них удобнее возить большие группы детей, а билеты стоят намного дешевле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий