Вагоны третьего класса с привычной нам по плацкарту компоновкой были уже в Российской империи. И тогда столыпинские вагоны считались самыми комфортабельными в мире среди предназначенных для массовых низкобюджетных перевозок.
К привычной нам форме вагоны пришли не сразу. Производители техники во всём мире (и в Российской империи тоже) экспериментировали с формами. Так, на одном из этапов, например, каждое купе имело отдельный выход (так быстрее было производить посадку), а если вагон и имел общий коридор, то тот был открытой платформой, и всё выстуживалось. И пассажиры, и проводники перемещались между вагонами по открытой сцепке. О туалетах речи и вовсе не шло — хотя в багажных вагонах они были.
А затем произошёл своего рода прорыв: когда коридоры стали делать не по центру вагона, а чуть сбоку, с одной стороны образовались лавки, достаточно длинные для того, чтобы на них спать.
И слово "плацкарта" — немецкое, от Platz-Karte. Так называлась квитанция, удостоверяющая право на место в поезде (как сейчас билет). До сих пор слово используется и в этом значении. В электронном билете РЖД, например:
Слово "Аммендорф" среди любителей железных дорог превратилось в нарицательное — так стали называть не только город, но и вот эти классические вагоны. Позже завод стал выпускать купейные вагоны и вагоны-рестораны (вот их можно встретить до сих пор на территории бывшего СССР).
Также в послевоенное время выпуск вагонов по аммендорфовским чертежам наладили в городе Калинине (сейчас это Тверь и Тверской вагоностроительный завод). Из-за дефицита материалов поначалу вагоны третьего класса делали жёсткими.
Тогда и появилось деление на "жёсткий вагон" — плацкартный и "мягкий" — комфортабельный, роскошный. И хотя полки теперь во всех вагонах делают мягкими (ещё с 60-х годов), а "мягким" вагоном называют скорее СВ и "люкс", чем купе, в речи и в книгах такие понятия ещё остались.
Сейчас активно ведутся дискуссии о том, что РЖД планирует убрать плацкартные вагоны вовсе. То, что было прорывом лет сто назад, сейчас воспринимается как низкий уровень комфорта и публичный стриптиз. Хотя пассажиры готовы с этим поспорить: плацкартные вагоны считают более безопасными (открытое пространство), в них удобнее возить большие группы детей, а билеты стоят намного дешевле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий