В 1862 году на месте нынешнего Казанского вокзала был построен Рязанский вокзал, обслуживающий введенный в эксплуатацию Коломенский железнодорожный участок Московско-Рязанской дороги. В 1893-1894 годах на дороге произошли значительные перемены – железное полотно продлили до Казани. Железнодорожный вокзал переименовали из Рязанского в Казанский, а Московско-Рязанская железная дорога стала Московско-Казанской.
Увеличившийся пассажиропоток потребовал постройки нового пассажирского терминала.
Все предложенные проекты, вплоть до 1907 года, были отвергнуты, как не соответствующие требованиям Министерства путей сообщения.
К 1910 году здание приросло помещениями для пассажиров I и II классов, но проблемы обслуживания это не сняло и правление дороги вновь объявило конкурс на реконструкцию.
Из множества проектов комиссия отобрала лишь три варианта, представленные архитекторами Шехтелем и Щусевым, а также художником Фелейзером.
Предпочтение было отдано концепции архитектора А.В. Щусева, который предложил устроить главный фасад Казанского вокзала в угловой части Каланчевской площади, а не в Рязанском проезде, как было ранее.
Это архитектурное решение смотрелось более выгодно в связи с уже расположенными на Каланчевской площади Николаевским и Ярославским вокзалами, фасады которых были обращены в сторону Казанского.
Левая часть нового вокзала устраивалась для пассажиров I и II класса, а правое крыло отводилось третьему и помещениям багажного зала, вход в который планировался поблизости от центрального входа. Для воинских подразделений и пассажиров четвертого класса предусматривались отдельные залы.
Фасад Казанского вокзала должны были оформить в цветах, присущих московскому барокко еще XVII века – предпочтительно красного и белого оттенков, а в стилистику внести элементы нижегородского и рязанского городского зодчества.
Центральный вход должна была венчать башня в честь казанской княжны Сююмбеки с золотым петушком (образ дракона Зиланта с герба города Казани и его древнего царства) и громадными часами.
Полы в вестибюлях залов для I класса предполагалось выложить порфиром красного и черного цветов. Стены этих помещений должны были быть декорированы полотнами художника Н.К. Рериха с баталическими сценами взятия Казани и битвы русских войск с татарами при Керженце.
Зал ожидания должны были устроить в форме восьмигранника со звездчатым куполом, расписав его в восточном стиле.
Список приглашенных художников включал в себя таких знаменитостей, как Бенуа, Серебряков, упомянутый Рерих, Билибин, Кустодиев, Добужинский, Яковлев, Лансере.
Многим планам не суждено было сбыться из-за начала I Мировой войны, а также последующих событий революции семнадцатого года и кровавой Гражданской бойни.
Время окончательного завершения работ на Казанском вокзале приходится уже на 1940 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий