воскресенье, 10 марта 2019 г.

Москва: Каким мог стать Казанский вокзал


В 1862 году на месте нынешнего Казанского вокзала был построен Рязанский вокзал, обслуживающий введенный в эксплуатацию Коломенский железнодорожный участок Московско-Рязанской дороги. В 1893-1894 годах на дороге произошли значительные перемены – железное полотно продлили до Казани. Железнодорожный вокзал переименовали из Рязанского в Казанский, а Московско-Рязанская железная дорога стала Московско-Казанской.

Увеличившийся пассажиропоток потребовал постройки нового пассажирского терминала.

Проект Казанского вокзала Щусева

Все предложенные проекты, вплоть до 1907 года, были отвергнуты, как не соответствующие требованиям Министерства путей сообщения.

К 1910 году здание приросло помещениями для пассажиров I и II классов, но проблемы обслуживания это не сняло и правление дороги вновь объявило конкурс на реконструкцию.

Из множества проектов комиссия отобрала лишь три варианта, представленные архитекторами Шехтелем и Щусевым, а также художником Фелейзером.


Предпочтение было отдано концепции архитектора А.В. Щусева, который предложил устроить главный фасад Казанского вокзала в угловой части Каланчевской площади, а не в Рязанском проезде, как было ранее. 

Это архитектурное решение смотрелось более выгодно в связи с уже расположенными на Каланчевской площади Николаевским и Ярославским вокзалами, фасады которых были обращены в сторону Казанского.

Левая часть нового вокзала устраивалась для пассажиров I и II класса, а правое крыло отводилось третьему и помещениям багажного зала, вход в который планировался поблизости от центрального входа. Для воинских подразделений и пассажиров четвертого класса предусматривались отдельные залы.


Фасад Казанского вокзала должны были оформить в цветах, присущих московскому барокко еще XVII века – предпочтительно красного и белого оттенков, а в стилистику внести элементы нижегородского и рязанского городского зодчества.

Центральный вход должна была венчать башня в честь казанской княжны Сююмбеки с золотым петушком (образ дракона Зиланта с герба города Казани и его древнего царства) и громадными часами.


Полы в вестибюлях залов для I класса предполагалось выложить порфиром красного и черного цветов. Стены этих помещений должны были быть декорированы полотнами художника Н.К. Рериха с баталическими сценами взятия Казани и битвы русских войск с татарами при Керженце.

Зал ожидания должны были устроить в форме восьмигранника со звездчатым куполом, расписав его в восточном стиле.


Зал ресторана предусматривалось оформить в Петровском стиле с безворсовыми зелеными с розовым гобеленами (шпалерами), деревянным плафоном с резьбой видов городов на пути следования Московско-Казанской железной дороги.

Список приглашенных художников включал в себя таких знаменитостей, как Бенуа, Серебряков, упомянутый Рерих, Билибин, Кустодиев, Добужинский, Яковлев, Лансере.


Крытые платформы по 80 саженей каждая устраивались для 12-ти подъездных путей.

Многим планам не суждено было сбыться из-за начала I Мировой войны, а также последующих событий революции семнадцатого года и кровавой Гражданской бойни.


В годы Советской власти строительные работы на Казанском вокзале возобновили в 1918 году и уже через год открыли двери главного корпуса, который был к этому времени электрифицирован.

Время окончательного завершения работ на Казанском вокзале приходится уже на 1940 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий