среда, 3 апреля 2019 г.

По самой красивой узкоколейке России


В 2010 году журнал Forbes представил 10 самых интересных железнодорожных маршрутов мира. Возглавила этот рейтинг Кудемская узкоколейная дорога, которая берет свое начало от города Северодвинска, т.е. почти от самого Белого моря и уходит более чем на 100 км в леса и болота Архангельской области. Побываем на этой УЖД. Представляем вашему вниманию фотопутешествие по этой чудной дороге.

На окраине Северодвинска расположилась станция "Водогон", откуда сейчас и начинается узкоколейный маршрут (раньше была и станция "Кудьма", которую в 90-ее гг. благополучно растащили). Поезда ходят регулярно, от "Водогона" до конечной станции "Белое озеро" - 33 км., остальная часть дороги для поезда сейчас недоступна, по ней бегают только "пионерки", как, например, до Палозера. Уехать с Водогона на Белое озеро можно в 17.00. Вернутся обратно в 8 утра. Я же стартовал пешком ранним утром, чтобы за день обернуться туда-обратно. На траве и рельсах с утра еще поблескивала роса.



Вскоре повстречалась "кукушка", идущая с Белого озера. Лязг железа и перестук колес разорвал лесную тишину на несколько километров вперед.



Вслед за ней пропыхтела "пионерка".



И дальше вновь тишина на многие километры вперед. Слева-справа проплывают болота и озера. Встает солнце и становится теплее. Каждый поворот приносит новые виды.







Регулярно попадаются "верстовые столбы". Это - середина пути.



Узкоколейка оказалась весьма оживленным местом, ближе к середине дня по ней стали сновать грибники, рыбаки и прочий непонятный люд. Рядом с рельсами набита тропка, которая используются как шоссе для двухколесного транспорта.





А вот бригада рабочих обновляет полотно.



По дороге несколько мостов.



Километре на 20-ом на платформу поставлена бытовка, этакий полустанок. Напомнинает  вагон-памятник.



Вновь проносится "пионерка", на этот раз из города.



В сторону уходит ветка, где спрятались заброшенные вагоны и платформы для вывоза леса.





По основной ветке через несколько минут мимо мчится "кукушка". Идет задним ходом.


Вскоре показывается карьер и насыпь для погрузки балласта.


Ожидаю скорое приближение Белого озера, но еще топать и топать. Через час я на месте. "Белое озеро" - ключевая станция Кудемской УЖД. Поселок "Белое озеро" возник в 40-ее гг. ХХ века, когда-то был лагпунктом. Заключенные валили лес и отправляли его в строящийся город Молотовск, ныне - это Северодвинск. Местные еще помнят как здесь стояли бараки, где было управление и прочие службы, сейчас ничего нет. Поселок выглядит ухоженным, но за всем этим проглядывает разруха, повсюду бараки, остовы вагонов и прочий металлолом.


Старое депо находится на подъезде к поселку. Это своеобразный музей под открытым небом.







Снегоочиститель.


Вот и современное депо, где ремонтируют "кукушку".


Самодельные мотодрезины.






Есть даже мини-депо для "пионерок" со своими подъездными путями.


Сейчас "Белое озеро" относится к городу Северодвинску. Фактическое население не соответствует переписи (около 180 человек), т.к. значительная часть людей живет в городе, а здесь только числится, чтобы получать различные льготы. Леспромхоз накрылся и производства здесь никакого. На удивление, здесь мало самостройных домов, в основном древние бараки, хотя строевого леса предостаточно. Местные говорят о неповоротливости главы поселения, что "он человек пришлый-москвич, и за многие годы жизни здесь так и не стал своим". Вот типичная поселковая картинка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий