среда, 1 января 2020 г.

Всё метро мира: Ереван


Ереванский метрополитен - единственный в Армении и самый молодой в Закавказье, был открыт 7 марта 1981 года и состоит из десяти станций расположенных на одной линии (с ответвлением) протяжённостью 12,1 км. Несмотря на то, что метро охватывает значительную часть города, оно не пользуется у горожан большой популярностью в настоящее время. Большие интервалы и станции глубокого заложения в центральной части города делают поездки слишком длительными. Основным видом общественного транспорта в Ереване являются маршрутные такси, которые проходят через весь город и передвигаться на которых выходит значительно быстрее.

Метро с таким пассажиропотоком как правило глубоко убыточно и требует постоянных дотаций.


Чтобы увеличить пассажиропоток нужны огромные деньги на строительство новых станций, которых у Армении на данный момент нет.


Если бы у Армении был скоростной трамвай, то его обслуживание не стоит таких больших денег, а его развитие может быть произведено в относительно короткие сроки. За последние годы метро обновилось полностью за деньги армянской диаспоры.


У кого-то золото сверкающее, у кого-то черное, а у нас - двуногое. Метро просто сверкает, это конечно хорошо, но его основная функция не в сверкании, а в транспортировке пассажиров.


Сейчас Армянское метро слишком мало, чтобы быть привлекательным общественным транспортом, подобная проблема есть и во многих других российских городах: метро мало загружено и требует постоянных бюджетных вливаний.


Эти деньги можно было бы направить на более полезные вещи. Например обновить все автобусы в городе. Но метро - это еще и символ престижа и многие страны, не только Армения, строят у себя, даже если невыгодно. Пример Дубая говорит именно об этом.


К концу 1960-х годов население Еревана перевалило за 700 000 человек. Быстрому росту численности способствовало развитие промышленности: в Армянской ССР производились уникальные полимеры, солнечные батареи для космических аппаратов, точные измерительные приборы, электроника, электромузыкальные инструменты, вычислительные машины, лазеры и лазерные кристаллы, системы слежения, СВЧ-аппаратура и промышленные роботы. К 70-м годам в Армении действовал химический завод «Наирит», производивший синтетический каучук и сопутствующие товары. На «Армэлектрозаводе» 13 000 работников производили более 40% всех средств передвижной энергетики, используемых в СССР. На проектной мощности работали еще несколько предприятий союзного масштаба.


Рост количества горожан резко обострил транспортную проблему. Усугубили ее историческая застройка, для которой был характерен плотный центр с сетью узких улиц, отдалённость новых (промышленных и спальных) районов и сложный рельеф местности с перепадами высоты над уровнем моря до 550 метров.

3 мая 1967 г. был принят документ «О технико-экономическом обосновании Ереванского метрополитена», который направили в Госплан СССР для утверждения. В Москве, однако, сочли, что обоснование не слишком убедительно. После долгой борьбы Еревану «дали добро» на создание института «Армгипротранс» и строительство 4-километровой подземной линии скоростного трамвая, которая в нескольких местах должна была выходить на поверхность и соединяться с наземными трамвайными линиями.

Началом строительства первой очереди первой линии метрополитена принято считать 1972 год, так как линия скоростного трамвая строилась с учётом дальнейшего использования в качестве метрополитена.


К 6 октября 1977 года, когда было пройдено около 4 километров тоннелей, после затянувшегося согласования ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление № 2221Р «О строительстве метрополитена в Ереване». Это событие явилось толчком для ускоренного проектирования и строительства «полноценного» метрополитена.

Строители встретились с серьезными трудностями в процессе работы. Грунты на пути тоннеля представляли собой базальты в виде отдельных потоков лав. Породы на трассе — озерно-аллювиальные отложения, песчанно-глинистые и илистые пески, чередующиеся с линзами и прослоями глин, суглинков и песков, над которыми залегают галечники, переходящие к дневной поверхности валунно-галечных отложений конуса выноса реки Гедар. В гидрологическом отношении трасса неоднородна. Особая водообильность присутствует на участке от станции «Еритасардакан» до станции «Зоравар Андраник».


Подготовка первых кадров для метрополитена была организована на базе Тбилисского метрополитена — машинисты и помощники машинистов, машинисты эскалаторов, а также в ТУ № 19 Еревана — работники движения, СЦБ и связи. Первые работники Ереванского метрополитена пришли из метро Баку, Тбилиси, Москвы а также Ереванского отделения Закавказской железной дороги.

Госкомиссия подписала акт о приёмке пускового комплекса в эксплуатацию 24 февраля 1981 года (в день открытия ХХVI съезда КПСС), а 7 марта 1981 года состоялось торжественное открытие Ереванского метрополитена.

В пусковой участок первой очереди длиной 7,6 км (из которых 1,9 км — наземная часть) вошли 4 станции: «Барекамуцюн», «Сараланджи» (сейчас «Маршал Баграмян»), «Еритасардакан» и «Сасунци Давид». С опозданием в несколько месяцев, в декабре того же года, была открыта промежуточная станция «Площадь Ленина» (сейчас «Площадь Республики»).


В 1989 году было завершено строительство первой очереди линии, к существующим станциям прибавились: «Горцаранаин», «Шенгавит», «Площадь Гарегина Нжде», «Зоравар Андраник». Одновременно со станцией «Шенгавит» было открыто депо «Чарбах». Почти пять лет метрополитен работал без депо (по Киевской схеме — в оборотных тупиках располагалось временное мини-депо с ремонтной базой для проведения профилактических осмотров и мелких ремонтов, для тех же целей использовалось сопряжённое с железной дорогой ПТО «Сасунци Давид»).


До 1996 года движение в Ереванском метро осуществлялось по одной линии, однако 26 декабря на продолжении ветки в направлении депо «Чарбах» была открыта одноименная наземная станция, до которой осуществляется челночное движение от станции «Шенгавит».

Средний интервал движения поездов в Ереванском метро составляет 5 минут, поэтому когда от «Шенгавита» отходит очередной поезд к станции «Площадь Гарегина Нжде», на этот же путь «с неправильной» стороны прибывает челнок со станции «Чарбах», стоит около двух минут и отправляется обратно к станции «Чарбах». Над порталом тоннеля станции «Шенгавит», рядом с интервальными часами, расположено дополнительное табло, указывающее направление следования поезда.


На сегодняшний день Ереванский метрополитен имеет одну линию и дополнительную ветку, общая протяженностью которых составляет 13,4 км.

Использованы материалы:
https://zen.yandex.ru/media/kaksjezdili/armianskoe-metro-metro-s-takim-passajiropotokom-kak-pravilo-gluboko-ubytochno-i-trebuet-postoiannyh-dotacii-5d9639ad5d636200b0ffd5eb
http://www.mirmetro.net/yerevan
https://yerevanmetro.ru/short_history/

Комментариев нет:

Отправить комментарий