суббота, 17 апреля 2021 г.

Альтерна, Рокада и другие: самые страшные автобусы 1990-х

Не будем говорить сегодня о техническом совершенстве или качестве сборки, но уж по части дизайна, некоторые машины из девяностых смогли переплюнуть даже самые ужасные советские барбухайки. Не верите?

1. «Альтерна-4215»

Это прямо энциклопедический пример! Думаю, что на вопрос о самом страшном российском автобусе 1990-х очень многим первым делом придет в голову именно «Альтерна». Настоящий бронепоезд! Это первое полностью самостоятельное творение коллектива конструкторов бывшего НТЦ «ЛиАЗ» после выхода из состава Ликинского автобусного завода. Впрочем, ставить им в укор, что они спроектировали такого монстра, смысла нет: они спроектировали вот ровно то, что им заказали и за что заплатили!!! Заказчик – Минтранс РФ – заплатил за создание конструкции предельно простого автобуса с заданным набором агрегатов, который можно будет выпускать буквально «на коленке», имея листогиб да сварочный аппарат. Ну и более-менее трезвого сварщика, конечно. В этом ключе должен признать, что Владимир Жаворонков, шеф «Альтерны», сделал, наверное, максимум возможного. И автобус-то получился в итоге очень запоминающимся. Вот только работать на таком – да ней дай бог…

2. КТ-4222 «Рокада»


А это, между прочим, тоже автобус, имеющий прямое отношение ко всё тому же Владимиру Жаворонкову! Фирма «Альтерна» просуществовала очень недолго. Не потому, что финансовые дела у нее пошли плохо – наоборот, дела пошли слишком уж хорошо! Что привело к тому, что сейчас принято называть рейдерским захватом. А самого Жаворонкова решили просто-напросто застрелить. Не вышло: выжил. Но в «Альтерну» не вернулся и основал другую фирму – «Комтранс» в соседнем городке Орехово-Зуево. Вот этот проект «Рокада» – на самом деле тоже очень интересный. В его основе – автобус ТС-42091 на шасси дизельного грузовика ЗИЛ-4331, разработанный на излете существования СССР львовским институтом ВКЭИавтобуспром. В техническом плане автобусы этого семейства были отнюдь не плохими! Да и довольно удобными. Делать их хотели много где: в Сургуте, на Ставрополье, в Бурятии, в Таджикистане… Но мелкосерийный выпуск удалось наладить лишь на Украине. А в 1996 году техдокументацию на ТС-42091 купила московская фирма «НАМИбус» и привлекла в качестве соисполнителя проекта как раз новую фирму Жаворонкова. Проект компаньоны маленько переработали, в том числе изобрели оригинальную пластиковую маску передка – на мой взгляд, уж извините, совершенно несуразную. Изготовленные на «Комтрансе» восемь «Рокад» продали буквально махом. А вот наладить серийный выпуск так и не смогли – денег на это не хватило.

Между тем, нам пора переходить к пункту номер 3. И – вы не поверите! – но там снова будет автобус, разработанный фирмой Жаворонкова!

3. «Альтерна» на шасси ЗИЛ-133ГЯ


На излете существования СССР, в 1989 году, был создан такой концерн – «Автрокон». Туда вошли 20 советских заводов-изготовителей автобусов, троллейбусов, автофургонов и автопогрузчиков. А председателем его стал Борис Каминский, до того момента работавший замом гендиректора КамАЗа. Так вот, в 1993 году в голову Каминского пришла идея (уж не знаю, светлая ли), что концерну нужно заняться производством автобуса с кузовом ЛиАЗ-677М на трехосном грузовом шасси ЗИЛ-133ГЯ. Разработку такой машины на конкурсной основе поручили Голицынскому автобусному заводу и «Альтерне». Как несложно догадаться, конструкторы обоих предприятий вскоре выдали вердикт, что подобная «свадьба» невозможна. Вот прямо совсем. Тогда оба коллектива получили новые задания – разработать уже оригинальные автобусные кузова для шасси ЗИЛ-133ГЯ. Вот на этом фото и показана та машина, которую на конкурс представила фирма «Альтерна». Знаете, кто тогда победил? Никто. Слава богу, от идеи выпуска автобусов на трехосных зиловских шасси тогда отказались.

4. ГолАЗ-4242


Трехосные-то автобусы на шасси ЗИЛ на ГолАЗе осваивать тогда не решились, а вот двухосные – решились еще как! Правда, в качестве вынужденной меры. С 1994 года в Голицынский автобусный специализировался на выпуске «почти Мерседесов»: он делал самые современные на тот момент в России городские автобусы (одиночки и «гармошки») с собственными кузовами на шасси Mercedes -Benz . Очень добротные и очень дорогие. Спрос на которые после событий августа 1998-го упал до нуля. Чтобы не обанкротиться, на заводе вспомнили прежний опыт и быстро разработали гибрид: кузов от того самого «почти Мерседеса» перекроили под установку на капотное шасси ЗИЛ-534332 с ярославским дизелем! Так и родился автобус ГолАЗ-4242, который помог выстоять заводу в сложное время. До 2002 года сделали около 150 таких машин, к которым из-за грозного вида приклеилось прозвище «Годзилла».

Думаете, на этом парад страшных автобусов на шасси ЗИЛ закончился? Ага, как же… 1990-е годы были удивительно богаты такими машинами!

5. СТЗ-02


Ладно, тут позволю себе одно маленькое «притягивание за уши»: дело в том, что этот автобус был построен все-таки еще при СССР. Но если бы его производство реально освоили, то это случилось бы уже в постсоветской России. В общем, называется это чудо СТЗ-02, разработали его в ПСМО «Росводавтоматика», а построили на Новоорском опытно-экспериментальном механическом заводе, что находился в подчинении Минводхоза РСФСР. То есть он должен был поступать в те же водохозяйственные организации, что получали в свое распоряжение барбухайки ПАГ-2М. По сравнению с ПАГами этот СТЗ-02 был настоящим космолётом: мягкие сиденья с высокими спинками, багажные полки в салоне, большая площадь остекления… Но боже мой! Какой же он страшный! Кстати, если кому из моделистов это интересно – основной цвет у этого автобуса был коричневый, а юбка – черная.

6. ЛАЗ-695Н


«Это когда у нас ЛАЗ стал некрасивым автобусом, и причем тут вот этот сундук на фото и ЛАЗы?!» – возмущенно могут спросить некоторые читатели. Но будут неправы. Ибо автобус на фото действительно называется ЛАЗ-695Н. И при этом он не имел ровным счетом никакого отношения к Львовскому автобусному заводу, ибо выпускался в России, на Мичуринском авторемзаводе с конца 1994-го по 1996 год. Сегодня кажется диким, что вот так вот можно было взять и начать делать какую-то свою непонятную машину под чужой маркой. Но в 1990-е было возможно и не такое, причем совершенно официально.

7. АЛТ-1


Этот автобус разработали в столичном НИПТИ «Агропромпрогресс», а единственный опытный образец собрали в 1993 году на Авторемонтном заводе «Павловский» из Алтайского края. Согласно техзаданию, это был автобус «с улучшенным дизайном», который предлагалось поставить на производство взамен простейших «вахтовок» ТС-3966. В основе его лежало шасси грузовика ГАЗ-3307. Конечно, по сравнению с «вахтовкой» такой автобус, быть может, был и привлекательнее для пассажиров. Однако на свободном рынке, в прямой конкурентной борьбе с продукцией ПАЗа и КАВЗа у него не было ни единого шанса. На Павловском АРЗ это поняли после первых же заводских испытаний, и от дальнейшей доводки автобуса отказались.

8. Микроавтобус Будённовского РМЗ на шасси УАЗ-3303


А что это мы всё о полноразмерных автобусах? С микроавтобусами ведь в те годы тоже было ой как интересно! Например, вот такого мутантика разработали в самом начале 1990-х на Будённовском ремонтно-механическом заводе. В то время там вовсю делали вахтовки и фургоны на шасси ГАЗ, но в качестве диверсификации производства нацелились и на изготовление микроавтобусов на ульяновских шасси. Заниматься освоением такой машины, слава богу, не стали: взамен БРМЗ приобрел комплект документации на более цивильные «уазики»-микроавтобусы у фирмы АКРО, которые и запустили в итоге в серию.

9. АМ-3249 «Увелька»


А вот это, по большому счету, тоже гость родом из 1990-х (по времени разработки), хоть и воплотившийся в металле в 2001-м. Выпуск таких несуразных автобусиков пробовала наладить фирма «Авто-Модуль» на площадях Уральского машиностроительного завода в Троицке Челябинской области. Его конструкцию «передрали» с турецкого аналога, использовав турецкие же агрегаты. Ничего путного, конечно, не вышло, хотя почти на два десятка машин покупатели все-таки нашлись.

10. «Калужанин-3268»


Я не буду спрашивать у вас, какой автобус в этой подборке самый страшный. Я, пожалуй, возьму на себя смелость признать сегодняшним «победителем» именно вот эту машину. Это городская «маршрутка» на шасси зиловского «Бычка», которую разработали в Москве, а воплотили в металле на бывшем Калужском авторемонтном заводе. Фактическим изготовителем машины числится ЗАО «Региональный транспорт». Честно – не понимаю, как эту машину не постеснялись кому-то вообще показывать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий