суббота, 15 мая 2021 г.

Полуэлектричка/полутрамвай в горах Словакии


Между городом Попрадом и населенным пунктом Татранска Ломница в Словакии действует электрифицированная узкоколейная пассажирская железная дорога. С 1965 по 2002 годы в регулярной эксплуатации находились необычные узкоколейные электропоезда серии 89.0 (позже переименованы в серию 420.95 словацких железных дорог). Поезда этой серии выпускались на одном предприятии со знаменитыми чешскими трамваями Т-3 - «ЧКД Татра». От этого во внешности этих электропоездов было немало трамвайного, а учитывая габариты, принятые на узкой колее указанные составы можно было бы отнести и к трамвайному подвижному составу.

Немного об узкоколейной железнодорожной системе, которая именовалась как TEŽ — Татранская электрическая железная дорога. Она представляет собой небольшую сеть железнодорожных линий общей протяженностью 35 километров. Линия соединяет железнодорожный вокзал стандартной колеи Попрад-Татры с рядом горнолыжных, туристических и оздоровительных курортов в близлежащих Высоких Татрах. Железная дорога была открыта в 1908 году и настолько обветшала к началу 1960-х годов, что нуждалась в обширной реконструкции, чтобы удовлетворить потребности растущего туристического потока. Помимо обновления путей и оборудования необходимо было закупить новые поезда. Таким образом, в период с 1964 по 1970 год TEŽ была полностью реконструирована в рамках подготовки к чемпионату мира по лыжным гонкам FIS Nordic 1970, который проходил в словацких Татрах. Новые поезда серии 89.0 поступили на баланс TEŽ в период с 1965 по 1970 годы. Они заменили устаревшие и маловместительные поезда серий 25.0, 26.0, 28.0, 48.0 и 49.0. Самый старый из них был 1912 года выпуска.


Электропоезда серии 89.0 были построены компанией «ЧКД-Татра», в то время одним из ведущих мировых производителей трамваев. Опытный образец поезда, собранный на заводе «ЧКД-Татра» в Смихове, был готов в 1965 году. Его конструкция была в значительной степени заимствована от трамваев «Татра» T-2 и T-3, а также сочлененных трамваев типа K-2. Серийные составы общим количеством 17 единиц были изготовлены в 1968-1970 годах. Каждый поезд серии 89.0 состоял из трех секций, соединенных друг с другом шарнирными проходами и тележками Джейкобса. Две наружные секции имели еще по одной тележке и входные двери. Одна из секций была оборудована багажным отделением. Каждый поезд был оснащен 134 местами для сидений (32 (+7 складных) в 1 секции + 48 в средней секции + 40 (+7 складных) в третьей секции) и дополнительно мог перевозить 156 человек стоя. Максимальная скорость 50 км/час. Всего вместе с опытным было изготовлено 18 составов.


Кратко об эксплуатации поездов. В середине апреля 1965 года опытный состав № 89.001 испытывали на линии между Попрад-Татрами и Штрбском Плесо. Испытания показали, что необходимо усовершенствовать аварийные тормоза и пантограф. В сентябре 1965 года опытный образец был возвращен на завод, где он был оснащен более эффективными компрессорами и подвергся некоторым незначительным доработкам, в том числе отопительной системы.

Опытный образец поступил в регулярную эксплуатацию в мае 1967 года на линию «Попрад-Татры - Старый Смоковец». В конце июня 1966 года были размещены заказы на 17 серийных электропоездов. Первый из них, № 89.002, был доставлен в Попрад-Татры в январе 1969 года. К концу 1969 года были также поставлены поезда с номерами 89.003 - 89.014, а в 1970 году — 89.015 - 89.018.

До распада бывшей Чехословакии в конце 1992 года 18 поездов серии 89.0 и сами TEŽ принадлежали и управлялись чехословацкими государственными железными дорогами (ČSD). Благодаря наличию трех секций и гибких сочленений между ними поезда успешно работали на участках дороги с кривыми малого радиуса. Система полного привода обеспечивала быстрое ускорение и хорошую тягу, особенно на участках подъема. С другой стороны, нередко возникали случайные отказы оборудования, из-за чего вагоны приходилось отставлять для последующего ремонта. Возникали проблемы с соединениями между секциями и резиновыми изолирующими ковриками на крыше. В июле 1981 года из-за задержек с поставкой запасных частей для электропоездов все составы, кроме четырех были временно выведены из эксплуатации и заменены автобусами.


В 1988 году серия была переименован в 420.95. С начала 1993 года TEŽ и поезда перешли в ведение Словацкой республики и принадлежат Словацким железным дорогам. К началу 2000-х годов поезда были сильно изношены. В 2001-2002 годах они были постепенно заменены на новые составы типа 425.95. В начале 21 века взамен железнодорожной компании TEŽ дорога перешла в прямое ведение «Železničná spoločnosť Slovensko» (ZSSK). Все поезда серии 420.95 были отставлены от работы, хотя первое время часть из них находилась в резерве, а один поезд сохранен как музейный экспонат. На этом история этих необычных узкоколейных электропоездов, внешне напоминающих трамвай завершена.



Комментариев нет:

Отправить комментарий