суббота, 18 сентября 2021 г.

В Москве могут запустить трамвай на магнитной подушке


Трамвай на электромагнитной подвеске проходит сейчас испытания в Московском институте теплотехники и, вполне возможно, станет частью городского транспорта, заменив, например, монорельс на ВДНХ.

При этом система магнитной левитации - это не что-то принципиально новое, а, скорее, хорошо забытое старое.


Первые опыты в этом направлении в нашей стране начались ещё при царе. А в конце 1970-х, при Брежневе, бесколёсная 100-килограммовая тележка впервые поднялась над рельсом на 15 мм. Ещё чуть позже экспериментальную эстакаду длиной почти один километр построили в Раменском. После чего Союз развалился и испытания по понятным причинам прекратились.


Сейчас зарубежные магнитопланы гоняют со скоростью 600 км/ч, конкурируя с самолётами. Но всё же пока остаются экзотикой (слово «пока», очевидно, ключевое, не за горами открытие регулярного движения между городами - в Японии, например).

Учитывая специфику института (а именно в нём разработали ракетные комплексы «Ярс», «Тополь», «Булава» и другие), лично мне беспилотная модель городского трамвая представлялась более эпичной. Может быть, даже с хвостовым оперением как у ракеты. И хищным заострённом носом. Однако на месте я увидел два знакомых вагончика, очень похожих на монорельсовые. Две раздвигающиеся дверцы. В салоне - посередине - вертикальный поручень. И восемь сидений. Всё.


- Так в чём же тогда фокус? - В том, что этот состав не давит на верхнее полотно ходовой балки - проще говоря, не касается его колёсами, - пояснил конструктор новой системы Владимир Шанаев. - А почему так происходит? Почему трамвай ничего не весит? Да потому что снизу этой балки установлены электромагниты. И мы с их помощью можем изменять силу притяжения тележки. Условно, если масса состава 8 тонн, то магниты настраиваем тоже на 8 тонн. Зрительно колесо как будто стоит на ходовой балке. Но при этом его можно покрутить. - То есть какое-то минимальное расстояние между колесом и балкой всё-таки есть? - наконец, сообразил я. - Меньше миллиметра. Сто микрон, например? - Именно так, - ответил конструктор. - Тогда почему не добавить тока? - не выдержал я. - Чтобы трамвай повис в воздухе. И это было видно.
- Корейцы так и делают. У них тележки поднимаются на семь миллиметров. Мы этот режим тоже можем использовать, но, честно говоря, не видим смысла. Мы же и так обезвесили состав.


Короче, зрительно новинка ничем не отличается от монорельса, который курсирует по ВДНХ. При этом никакого трения нет. Колёса не изнашиваются (их можно использовать лишь в том случае, если кончится ток).


Возникает ещё один вопрос. А зачем это вообще делать? Если есть уже и метро, и обычные трамваи.

Отвечает генеральный директор компании «Национальные магнитолевитационные дороги» Валентин Занин:

- Строительство такой системы (на электромагнитах) обойдется в десять раз дешевле, чем строительство метро. И в пять раз дешевле при эксплуатации. Никаких тебе капитальных ремонтов. Электричества тратится меньше. Поэтому по совокупности такой состав превосходит любой вид транспорта в разы. И не зря эту систему активно развивают во всём мире. Японцы строят дорогу длиной три тысячи километров. Добраться из пункта А в пункт Б со скоростью 600 км/ч получится быстрее самолета. Потому что пока ты доберешься до аэропорта, пока по прилете дождёшься багаж, пока оттуда уедешь... Плюс безопасность. Некоторые люди по сей день боятся летать.


Что касается трамваев, то магнитопланы в эксплуатации также дешевле.

- Но это именно в эксплуатации, - подчёркивает конструктор Шанаев. - Строительство трассы обойдётся дороже, потому как в черте города для такого трамвая нужна эстакада.

Кстати. Ещё один любопытный момент. Машинист магнитоплану не нужен. Едет он, что называется, по приборам. И перегородить ему путь не сможет никакой таксист. Потому как эстакада с ходовой балкой будет иметь высоту до семи метров. Монорельс, курсирующий по ВДНХ с 2003 года, также имеет функцию беспилотника, но так уже повелось, что её не используют.

- Видимо, чтобы люди не боялись ездить, - улыбается Занин. - Как это так, поезд - и без машиниста?..


После того, как в институте теплотехники обкатают новую трамвайную модель, её для использования предложат в разных городах страны. Например, в Питере уже заинтересовались этой разработкой. А в столице поговаривают о том, что магнитоплан может с успехом заменить монорельс, на обслуживание которого город тратит немалые деньги (как минимум, один миллиард рублей в год).

Ещё возник и такой вопрос. А как назвать это чудо техники? Не именно этот экземпляр, а всю будущую серию в принципе.

По логике, должно быть что-то птичье. Но! «Сапсан» уже занят. «Иволга», «Стриж» и «Ласточка» тоже.

Может, «Скворец» или «Чибис»?


Комментариев нет:

Отправить комментарий