суббота, 25 декабря 2021 г.

История завода ГолАЗ (часть 2)


В качестве антикризисной меры в 1999 году на заводе разработали проект междугородного автобуса ГолАЗ-4242, представлявшего собой сочетание шасси ЗИЛ-534332 с надстройкой, максимально унифицированной с кузовом городского автобуса АКА-5225. Производство таких «капотников», получивших прозвище «Годзилла», наладили очень быстро: уже в первой половине 2000-го первые товарные экземпляры отправились к потребителям.

Всего на автобусы базовой модели ГолАЗ-4242-0000010 (424210 по VIN) было выдано два ОТТС без ограничения срока действия: на малые партии в количестве 45 и 50 штук. На их основании в 2000-2001 годах были выписаны ПТС 89 или 90 машинам. Далее завод переключился на выпуск среднеразмерных автобусов вагонной компоновки на шасси Avia, но как минимум еще один ГолАЗ-4242 был построен по заказу на переделанном шасси ЗИЛ-433202 в 2003 году (эта машина получила кузов №91 из старого задела). Существовало и третье одобрение типа, выданное в 2001 году на 28-местную модификацию повышенной комфортабельности ГолАЗ-4242-0000014 (424214 по VIN), однако автору не известно ни об одной фактически построенной машине такого типа. Наиболее крупные партии серийных автобусов ГолАЗ-4242 были поставлены в Кострому и Смоленск. В единичных же количествах в качестве служебных такие автобусы разошлись по многим городам.


Тут же можно упомянуть еще об одном проекте 1999 года, связанном с автомобилями ЗИЛ. Речь об оснащении автобусов Бычок (ЗИЛ-325010 и ЗИЛ-325000), предназначенных для Мосгортранса, автоматическими служебными дверьми от Годзиллы. Обычные пассажирские Бычки имели сдвижную дверь салона с ручным приводом, что московских заказчиков никак не устраивало. И тогда на помощь ЗИЛу пришел ГолАЗ!


Теперь пора перейти к семейству машин, которые вытеснили из производства Годзиллу. Назывались они ГолАЗ-4244 и представляли собой еще одну вариацию на тему бюджетного автобуса, унифицированного по кузову с АКА-5225. Только на сей раз уже вагонной компоновки и на куда более современном шасси Avia D90EL (самом длинном из всей гаммы). Первый образец такого автобуса построили в 2000 году, а серийно их производили в период 2001-2002 годов. За свою необычную внешность ГолАЗ-4244 получил прозвище «Чебурашка».


Всего завод получил три одобрения типа, разрешающих в сумме изготовление 150 «Чебурашек». Но фактически построенных машин было меньше. Нумерация известных кузовов обрывается на цифре 80, причем несколько автобусов из этого диапазона собраны значительно позже остальных - в 2004 году. Дальше идет пробел в два десятка номеров, так и не использованных по второму одобрению типа. А потом - еще 11 известных машин с кузовами №101...111, которые были построены по третьему ОТТС.


Чехи поставляли ГолАЗу два типа шасси: с дизелем D421.85 (3,6 литра) мощностью 115 л.с. и D422.100 (3,9 литра) мощностью 136 л.с. В свою очередь, в Голицыно делали для «Чебурашек» два типа салонов: пригородный с числом мест 31/36 и междугородный на 30 посадочных мест, без потолочных поручней. Из комбинации этих шасси и салонов в семействе 4244 получались четыре модификации автобусов:

4244-0000010 (код по VIN 424410) - пригородный 3,6-литровый,
4244-0000010-01 (424411) - пригородный 3,9-литровый,
4244-0000011 (424412) - междугородный 3,6-литровый,
4244-0000011-01 (424413) - междугородный 3,9-литровый.

Не вскипели еще мозги от цифр? )) Если нет, тогда еще побуквоедствую, что первое одобрение типа (на автобусы с кузовами №1...50) позволяло выпуск всех четырех модификаций, а два последующих выдавались только на автобусы с 3,9-литровыми моторами.


В сентябре 2000 года Голицынский автобусный завод вошел в состав крупнейшего российского машиностроительного холдинга РусПромАвто, переименованного в 2006-м в Группу ГАЗ. Наряду с ГолАЗом в холдинг вошли три других крупнейших российских производителя автобусов – ПАЗ, КАвЗ и ЛиАЗ. В 2002 году в рамках работы по определению дальнейшей специализации предприятия на ГолАЗе было реализовано два новых проекта. Первый из них – создание длиннобазной модификации автобуса ПАЗ-4230 Аврора с удлиненным на одно окно кузовом (длина заднего свеса изменению не подвергалась) и сквозными 4,5-кубовыми багажниками.


Вторым проектом стало создание туристического лайнера ГолАЗ-5290 Круиз с оригинальным кузовом собственной разработки и агрегатной базой от Mercedes-Benz O303. В итоге в 2003 году решением Управляющей компании Дивизиона «Автобусы» Голицынский автобусный завод был определен как основной в рамках холдинга производитель междугородных и туристических автобусов. В связи с этим модель ГолАЗ-4244 для устранения внутренней конкуренции с Авророй была в приказном порядке снята с производства, а тема длиннобазного автобуса ПАЗ-4230 передана для дальнейшей проработки на КАвЗ. В серию автобусы Круиз были запущены в том же 2003-м под новым индексом ГолАЗ-5291, однако об этой странице истории мы поговорим в следующей части статьи. А этот пост закончу упоминанием небольшого эпизода из истории голицынского предприятия, пришедшегося на 2006 год. Тогда в стране активно набирал популярность процесс переделки импортных цельнометаллических фургонов в автобусы. Не осталась в стороне от этого веяния и Группа ГАЗ. Так, на ГолАЗе была разработана 18-местная «маршрутка» модели 3030-0000010 (без какой-либо марки), которая базировалась на цельнометаллическом фургоне Ford Transit EL430 Jumbo. Выпуск этих машин стартовал в середине 2006 года.


С 2007 года параллельную сборку таких же «маршруток» наладили и на заводе ПАЗ. Внешне они были одинаковы с голицынскими, и определить производителя можно было только по заводской табличке или VIN-коду, который у павловских машин начинался с символов Х1М30300V, а у голицынских - с XTF30300V. Оба предприятия свернули переделку Фордов в 2008 году. При этом ГолАЗ успел построить не менее 321 такой машины.



Комментариев нет:

Отправить комментарий