Еще 10 лет назад самым опасным конкурентом Sukhoi Superjet 100 считали Mitsubishi SpaceJet. На его разработку потратили 15 лет и более $10 млрд. Но до полетов не дошло. Между тем компания «Гражданские самолеты Сухого» только в этом году выпустила 11 Superjet (всего — 219). Почему японский самолет так и остался в ангаре? И что ожидает Superjet?
Mitsubishi SpaceJet
В конце сентября стало известно, что Mitsubishi не планирует продолжать разработку регионального самолета Mitsubishi SpaceJet. Об этом корпорация уведомила Федеральное авиационное управление (FAA) США.
Mitsubishi сообщила, что ей необходимо фиксировать убытки. Компания отказывается проводить дальнейшие летные испытания и замораживает проект на 3 года. Самолеты хранятся в ангаре MITAC, а сотрудники переведены на другие проекты.
Что это может означать? Высказываются мнения, что японский автогигант решил окончательно закрыть проект по созданию Mitsubishi SpaceJet. А, значит, SSJ 100 лишился своего главного конкурента.
Почему же после стольких лет разработок и огромных вложений японская корпорация приняла такое решение?
Дело в том, что на испытаниях Mitsubishi SpaceJet обнаружились инженерные просчеты: недостаточно прочное крыло, недоработанное шасси и неполадки в бортовой электронике. К тому же корпорация превысила бюджет. По результатам летных испытаний Mitsubishi SpaceJet не смог пройти сертификацию в FAA.
SSJ 100 прошел сертификацию и в США, и в Европе. На его разработку ушло 8 лет и менее $2 млрд.
Да, изначально SSJ 100 практически полностью состоял из иностранных комплектующих. Но он и проектировался как экспортный самолет. Так, на SSJ 100 летает правительство Таиланда. А больше всего «Суперджетов» закупила мексиканская авиакомпания Interjet. Также российские региональные самолеты летали в Ирландии и Бельгии.
Сейчас же в компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) работают над импортозамещением его узлов и агрегатов. В планах довести долю отечественных комплектующих до 50-60%. На это выделено 18,5 млрд рублей.
Впрочем, уже сейчас можно сказать, что SSJ 100 оправдывает затраты. Так, в 2020 году 50% авиаперевозок осуществлял именно этот самолет. Потому что из-за низкого спроса выпускать в небо боинги было невыгодно.
В целом, по подсчетам «Ростеха», «разработка импортозамещенной версии SSJ 100 обойдется в 120-130 млрд рублей». Да, это очень большие деньги. Но, к примеру, на Mitsubishi SpaceJet ушло 718 млрд рублей. А он так и не полетел… Поэтому смотря с чем сравнивать.
Планы отечественного авиапрома
В ближайшее время начнется серийное производство МС-21. Несмотря на то, что этот самолет узкофюзеляжный, по комфорту он не уступит широкофюзеляжным. И составит конкуренцию Boeing и Airbus. По этой причине в свое время были остановлены поставки иностранного композитного крыла. Но наши конструкторы создали свое.
А компания ГСС к 2023 году намерена представить Sukhoi Superjet New. В нем иностранную аппаратуру управления механизации крыла и навигационную систему заменят на отечественные. А вместо российско-французского двигатель Sam 146 установят полностью российский ПД-8. Так как от поставок этого оборудования в первую очередь зависит скорость и успех разработки.
А завершилась ли история с Mitsubishi SpaceJet, покажет время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий